Рейтинг@Mail.ru
Три богатыря не спасут имидж России - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Три богатыря не спасут имидж России

© Компания-дистрибьютор "Наше кино"Кадр из мультипликационного фильма "Три богатыря и Шамаханская царица"
Кадр из мультипликационного фильма Три богатыря и Шамаханская царица
Читать ria.ru в
Российская анимация напоминает тяжелобольного человека, который ждет прихода врача, а тот не торопится. Под доктором следует понимать государство, которое за последние два десятилетия почти перестало обращать на отечественную мультипликацию внимание.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Российская анимация напоминает тяжелобольного человека, который ждет прихода врача, а тот не торопится. Под доктором следует понимать государство, которое за последние два десятилетия почти перестало обращать на отечественную мультипликацию внимание.

Индустрия вместо культуры

Выживет ли больной? Ведущие аниматоры России, собравшиеся 16 февраля на круглый стол в РИА Новости, разошлись в прогнозах. Самый пессимистичный диагноз дал режиссер Юрий Норштейн. По его мнению, кризис в отрасли отражает общее отсутствие художественной мысли в стране.

"В мое время впереди стояло слово "культура", а теперь "индустрия", - отметил живой классик, чей мультфильм "Ежик в тумане" был признан в 2003 году лучшим мультфильмом всех времен и народов по результатам опроса 140 кинокритиков и аниматоров разных стран.

Проблем, действительно, немало. Нет четкого финансирования отрасли со стороны государства, отсутствует система обучения молодых аниматоров, непонятна судьба "Союзмультфильма" и принадлежащих ему мультфильмов. На фоне многочисленных кинофестивалей в России существует только один ежегодный профессиональный анимационный форум – в Суздале.

Приятное исключение

Есть, конечно, и финансово успешные мультипликационные студии. Например, студия анимационного кино "Мельница", чьим главным достижением можно считать серию анимационных фильмов о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.Последняя лента под названием "Три богатыря и Шамаханская царица" стала одним из рекордсменов российского проката, собрав с начала 2011 года более полумиллиарда рублей.

Можно вспомнить и студию "Петербург" с сериалом "Смешарики". Он популярен не только в России, но и в США, Германии, Великобритании и ряде других европейских стран. Сериал получился добрым, занимательным, ярким и талантливо сделанным.

Помимо мультиков, "Смешарики" существуют в компьютерных играх, учебных пособиях, продаются в виде игрушек. За образец взяты западные технологии по раскрутке полюбившейся зрителю продукции.

Но не надо забывать, что "Смешарикам" на первых порах помогало встать на ноги государство, а сам проект скорее является исключением из правил.

Чебурашка по-японски

В целом, отечественная анимация, которая снимает в год несколько десятков часов мультипликации, не выдерживает сравнения с иностранной индустрией, в частности, западной, которая производит ежегодно продукции на тысячи часов.

Неудивительно, что продолжение мультика про Чебурашку снял не российский, а японский аниматор Макото Накамура, по словам которого, ему "понравилась история, и чем больше я смотрел этот фильм, тем сильнее был мой восторг".

А ведь были мы когда-то "впереди планеты всей".

Авторское кино и вовсе влачит жалкое существование.
И это весьма тревожно.

Имидж государства складывается во многом благодаря культуре, в которой анимация занимает не последнее место, благодаря сплаву жанров из живописи, музыки, литературы.

А между тем, наметилась интересная тенденция – мировая мультипликация, долгое время считавшаяся бедной золушкой большого кино, постепенно начинает претендовать на доминирующие позиции. В частности, ленту Джеймса Кэмерона "Аватар", которая с триумфом прошла во многих странах мира, во многом "сделали" анимационные сцены. В России пока на эту тенденцию не обратили пристального внимания.

Дорогое удовольствие

Помимо внешних проблем существуют и внутренние. Художественный руководитель "Смешариков" Анатолий Прохоров считает, что если ребенок носит китайские кроссовки, он не станет китайцем, а если смотрит, в основном, китайские мультики, то такая опасность не исключена.

Можно считать это шуткой, но подавляющее большинство детских песен, которые мы пели в детстве, были как раз из любимых отечественных мультфильмов. А есть сегодня новые детские песни? Кроме тех, что юные зрители слышат в "Смешариках", таковых и нет. Не считая, конечно, западной продукции.

Свято место пусто не бывает. Перефразируя известную поговорку, если вы не хотите содержать свою мультипликацию, будете кормить чужую.

Известный российский мультипликатор Александр Татарский как-то сказал, что анимация как искусство существует только в богатых странах, поскольку это очень дорогое удовольствие. Получается, что ситуация с мультиками есть симптом состояния экономики страны.

Что же в таких условиях делать больному? Лечиться самому или ждать прихода доктора? Режиссер и продюсер Сергей Сельянов полагает, что российским мультипликаторам нужно активнее лоббировать интересы. По его мнению, "ни министерство культуры, ни правительство, ни руководители государства не будут заниматься проблемами анимации. У них много своих дел. Надо заставить их вести с нами диалог".
Благо, по его словам, в анимации можно делать все то же самое, что и в большом кино.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала