Рейтинг@Mail.ru
Пятое поколение по-китайски: чего ждать от восточного соседа - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пятое поколение по-китайски: чего ждать от восточного соседа

Читать ria.ru в
Китай начал испытания собственного истребителя пятого поколения – к такому выводу пришли специалисты и любители, увидевшие размытые фото нового китайского истребителя, вывезенного на скоростную рулежку. Самолет, который обозначают как J-20, должен составить конкуренцию американскому F-22 и российскому Т-50.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Китай начал испытания собственного истребителя пятого поколения – к такому выводу пришли специалисты и любители, увидевшие размытые фото нового китайского истребителя, вывезенного на скоростную рулежку. Самолет, который обозначают как J-20, должен составить конкуренцию американскому F-22 и российскому Т-50. Насколько Китай близок к постройке собственного боевого самолета пятого поколения и что уже сейчас можно сказать о китайской машине?

Самолет многие уже назвали помесью российского и американского проектов пятого поколения, но реальное положение дел не так просто.

Китай последние 20 лет интенсивно сотрудничает с Россией в создании боевых самолетов. И в данном случае речь идет скорее не о заимствовании и компоновке технологических решений, а о попытке создать что-то свое исходя из полученных в ходе сотрудничества знаний.

Успех нового китайского самолета будет определяться несколькими факторами, среди которых можно выделить главные.

Двигатель

Неясно, какой именно двигатель стоит на китайском самолете. Считается, что на серийной машине будут использоваться перспективные двигатели WS-15 тягой более 18000 кгс, но пока эти двигатели – лишь в проекте.

Более того, Китай пока не смог скопировать и наладить самостоятельное производство двигателей АЛ-31Ф (разработка образца начала 1980-х). Они устанавливаются на самолеты Су-27 и их модификации. Двигатели для производящихся в Китае "сушек" поставляются из России в разобранном виде, и в Китае производится лишь их сборка и доводка.

Российские двигатели устанавливаются и на истребителях J-10. Китайский аналог АЛ-31Ф, известный как WS-10, пока не смог приблизиться к советскому прототипу по своему ресурсу.

Материалы

Не менее важен вопрос конструкционных материалов. В конструкции истребителя пятого поколения, одним из отличительных качеств которого является пониженная радиолокационная заметность, должны использоваться современные композитные материалы. Но до настоящего времени китайский авиапром не был замечен в их массовом использовании. И способности Китая разрабатывать и производить современные композиты для авиации остаются под вопросом.

Радиоэлектроника

С радиоэлектронным вооружением, прежде всего РЛС, в Китае дело обстоит примерно так же, как с двигателями: собственные разработки Китая в этой сфере до сих пор значительно уступают российским, европейским и американским аналогам (хотя разрыв постепенно сокращается). Как следствие КНР вынуждена продолжать импорт радиоэлектронного оборудования.

На данный момент лучшими радарами среди китайских истребителей обладают российские истребители Су-30МКК, и, скорее всего, перспективная РЛС китайского истребителя будет создана на основе российского радара. Насколько она будет отличаться по своим возможностям от перспективных РЛС России или США – пока можно только гадать.

Вооружение

Управляемое вооружение ВВС Китая в основном скопировано с американских, израильских и российских прототипов 1960-80-х годов, и на создание образцов нового поколения КНР придется затратить немало времени, даже в случае приобретения готовых прототипов за рубежом. При этом следует учитывать, что с течением времени основные производители современного вооружения, в том числе авиационного, все менее склонны делиться с Китаем перспективными технологиями.

Что в итоге

Начиная с 1970-х годов можно проследить закономерность: Китай создает первые образцы собственных самолетов соответствующего поколения на 15-20 лет позже лидеров мирового авиастроения. Так было с машинами третьего поколения, так стало с четвертым, так, видимо, получится и с пятым – китайский J-20 появился почти на 20 лет позже, чем американский YF-22, прототип серийного F-22A, и на 17 лет позднее российского МиГ-1.44. На 14 лет J-20 отстал от российского же С.37 (Су-47).

Станет ли новая китайская машина прототипом для серии (тогда появления китайского истребителя пятого поколения стоит ждать уже в ближайшем десятилетии) или же останется лишь образцом технологий, а в серию будет запущена лет эдак 15-20 спустя?

Вопрос оставим открытым. Зато уже сейчас можно достаточно уверенно предположить, какую нишу на мировом рынке займет новый китайский самолет. Учитывая традиционную китайскую практику, КНР, скорее всего, создаст достаточно функциональный аналог "взрослых" самолетов пятого поколения. И по ценам в 2-5 раз ниже российских или американских будет сбывать покупателям в Центральной Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и наиболее богатым представителям Черного континента.

Отнюдь не исключено, что и экспортные образцы J-20, и самолеты этого типа для китайских ВВС будут оснащаться импортным оборудованием и вооружением, в том числе российским. Более того, почти наверняка, по крайней мере в ближайшие 20-30 лет, Китай будет вынужден продолжать закупки современной авиатехники за рубежом. При всех успехах китайского авиапрома последних 20 лет технологический разрыв между КНР и мировыми лидерами отрасли не исчез, а лишь несколько сократился.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала