Рейтинг@Mail.ru
Блогосфера выходит в оффлайн - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Блогосфера выходит в оффлайн

© РИА Новостирактика наблюдения за Интернет-пользователями на предмет поиска интересных новостных поводов уже стала привычкой для многих СМИ
рактика наблюдения за Интернет-пользователями на предмет поиска интересных новостных поводов уже стала привычкой для многих СМИ
Читать ria.ru в
Прошедший год окончательно доказал: "поставщиком" новостей могут быть и те, кто обладает достаточной долей любопытства и грамотности. На них стали подписываться сами журналисты.

Анна Подпрятова, руководитель группы по работе с социальными сетями РИА Новости.

"Народостояние у Хамсуда продолжается, но вошло в спокойное русло, без криков и винтилова. Задержаны ок 10 чел", - типичный репортаж в твиттере от Рустема Адагамова (блогер "Другой") в день начала оглашения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Параллельно с "Другим" - еще минимум с десяток блогов, где в деталях и красках описывается действо: из зала суда удалили жену и дочь экс-главы ЮКОСа, на улице, рядом с Хамовническим судом, происходит пикетирование процесса и кого-то задерживают.

Пока блогеры ведут репортажи, прессе остается успевать, а кому хватает резервов - опережать потоки виртуальной информации, которые не поддаются цензуре и проверке на достоверность, но которые на первых порах однозначно пользуются доверием Интернет-аудитории больше, чем информационные материалы в прессе.

Прошедший год окончательно развернул медийный мир к новым обстоятельствам: "поставщиком" новостей могут быть не только те, кто знает телефон "источника" в том или ином ведомстве, но и те, кто обладает достаточной долей любопытства и грамотности, чтобы покопаться в документах, выложенных в Интернет.

Любопытных нашлось в достаточном количестве - в таком, что они, по сути, сформировали информационную ленту, на которую стали подписываться сами журналисты.

Практика наблюдения за Интернет-пользователями на предмет поиска интересных новостных поводов уже стала привычкой для многих СМИ. А пользователи, вовремя заметив эту тенденцию и явный интерес читателей к независимой от каких бы то ни было редакционных политик информации, сделали из абстрактного слова "блогер" (обозначающего по сути любого, кто ведет что-нибудь в Интернете) профессию "блогер".

Ведение блога стало полноценной (и даже прибыльной) работой, а наблюдение за блогосферой - в каком-то роде уже частью журналистики. Можно спорить о сроках, но ясно, что такая информационная и общественная модель успешно живет с недавних пор.

С информационной составляющей пока все более-менее ясно. Пресса учится работать с блогерами, но не забывает, что блоги никогда не

заменят профессиональные СМИ. Как яркое подтверждение: события вроде недавней Манежки и последующего "выхода" отдельных товарищей на площадь перед Киевским вокзалом. Тогда читатели "гражданской журналистики" в конечном итоге за информацией вернулись к традиционным СМИ.

Да, организация "активистов" московских выступлений проходила "Вконтакте" и ЖЖ, а новости потоком шли через Твиттере, часто - быстрее сообщений информагентств и Интернет-изданий. Но когда очевидцев "вестей с полей" (сомнительного качества) стало слишком много, последовала пугающая путаница, а затем - настоящая паника. И аудитория отправилась читать, может быть, иногда чуть менее оперативные, но взвешенные и проверенные данные.

А что касается общественной составляющей, то здесь все интереснее. Для российских блогеров последний год прошел за десять. Это докажет список самых громких историй, которые получили жизнь и славу благодаря тому, в том числе, что кто-то нажал на кнопку "перепост".

Борьба с "мигалками", "распил" Транснефти, многочисленные "анекдоты" из истории госзакупок, региональный бандитизм, нападения на журналистов - эти истории в течение года мы обсуждали в блогах. И эти истории получили продолжение за пределами Интернета.

Сейчас в сети есть все, чтобы почувствовать себя полноценным гражданином страны, членом гражданского общества: хочешь заниматься благотворительностью - в ЖЖ есть десятки проектов, помогающих самым разным бедам; интересна политика - внедряйся в профильные сообщества и организации, проводи кампании, сооружай злободневные видео и виртуально избирайся мэром и даже президентом; хочешь

помочь государству быть честнее - следи за использованием налогов и изучай сайт с госзакупками, лови на встречках "мигалки", ищи в составах советов директоров крупных компаний возможных родственников руководства страны. И пости все это в Твиттер, ЖЖ, Фейсбук… И президент здесь есть. В Твиттере. Настоящий, живой, даже с днем рождения поздравить может.

Российская блогосфера приобрела границы и уставы. За последнее десятилетие в России появилось виртуальное государство в государстве. Ментально сепарировавшись от оффлайн-публики, пользовательское сообщество живет своей собственной жизнью. В ней есть гражданская организованность, политическая активность, добрые дела и разные интересы.

Интрига следующих лет: что со всем этим будет. Останутся ли блогосфера и социальные сети локацией относительно небольшого количества граждан, кому не все равно.

Как любят писать в Интернете, запасаемся поп-корном и следующее десятилетие наблюдаем, ассимилируется ли "виртуальное" самосознание в оффлайне и перейдут ли лучшие привычки из жизни граждан блогосферы к остальному народонаселению России. В конце стабильных (или, возможно, застойных) 2000-х и накануне нового, сложного предвыборного, года хочется быть оптимистом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала