Рейтинг@Mail.ru
Почему школы нельзя финансировать одинаково - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему школы нельзя финансировать одинаково

© РИА Новости / Саид ЦарнаевСтоличные школы финансируются по-разному: на ученика обычной школы выделяется 63 тысячи рублей в год
Столичные школы финансируются по-разному: на ученика обычной школы выделяется 63 тысячи рублей в год
Читать ria.ru в
Разговоры о том, что новый мэр Москвы Сергей Собянин решил уравнять в финансировании московские школы, вторую неделю будоражат учителей и родителей, порождая разные толкования. На самом деле была брошена всего одна фраза.

Наталья Иванова-Гладильщикова, для РИА Новости.

Разговоры о том, что новый мэр Москвы Сергей Собянин решил уравнять в финансировании московские школы, вторую неделю будоражат учителей и родителей, порождая разные толкования. На самом деле была брошена всего одна фраза. Сопровождая премьера Владимира Путина во время визита в московскую школу №1060, мэр выразил недовольство тем, что столичные школы финансируются по-разному: на ученика обычной школы выделяется 63 тысячи рублей в год, а на ученика «элитной», как он выразился, школы - 120 и даже 200 тысяч. По его мнению, в таких учебных заведениях получаются «элитные дети элитных родителей».

Между тем, в эти школы, как правило, попадают отнюдь не отпрыски новых русских, а те, кто способен освоить более сложную учебную программу. Учиться в лучших специализированных гимназиях и лицеях - большой труд, они действительно растят элиту - правда, не новую русскую, а интеллектуальную. В разряд элитных мэр автоматически включил и кадетские школы: там на ученика полагается максимальная в Москве сумма - 128 тысяч рублей в год. Они готовят будущих военных и сотрудников силовых ведомств. Уравниловка, если она будет введена, по мнению работников столичного образования, приведет к гибели всех этих школ.

Реакция

Возможная перспектива неприятно удивила не только директоров московских лицеев и гимназий, но и тех, кто не зависит от столичного финансирования.

«Если вы хотите, чтобы все было одинаково, можно школы уравнять. А если хотите, чтобы было куда стремиться, развиваться, делать этого не нужно», - отреагировал директор специализированного учебно-научного центра при МГУ (физматшколы имени А.Н.Колмогорова, которая является подразделением Московского университета). И добавил, что, например, в Южной Корее специализированные школы куда больше отличаются по финансированию от обычных. Возможно, именно поэтому корейцы достигают больших успехов в образовании; они догоняют китайцев, которые сегодня - на первом месте в мире. В Китае поддержка одаренных молодых людей - это государственная политика.

Похожую позицию высказал член-корреспондент РАО Александр Абрамов. По его мнению, идея уравниловки (если это не фраза, а реальная перспектива) в корне неправильна.

Напротив, давно пора серьезно заняться проблемой поиска и подготовки способных детей. И школы, в которых они учатся, должны иметь иное финансирование, чем массовые: там нужна другая оплата педагогов (ведущих ученых), оснащенные лаборатории.

Эту проблему, настаивает эксперт, пора решать на государственном уровне. Чтобы в стране действовала единая система по развитию всех групп способностей, включая спортивные школы, без которых мы проигрываем олимпиады. А в новом законе «Об образовании» один из разделов, по мнению Абрамова, должен быть посвящен системе работы по развитию интересов, склонностей и способностей в средней школе. То есть подготовке талантливых людей.

Таланты со школьной парты

В апреле на Госсовете по образованию директор физико-математического лицея «Вторая школа» Владимир Овчинников передал президенту Дмитрию Медведеву так называемый «Колмогоровский проект» (именно академик Колмогоров в свое время определил основные направления в системе обучения талантливых школьников).

В проекте, в частности, говорится, что эффективная система развития способностей должна охватывать всю территорию России и включать в себя механизмы поиска талантов и поддержки способных школьников независимо от обстоятельств социального характера (таланты распределены равномерно). Что в стране должна быть создана сеть специализированных лицеев для учащихся 10-11 классов, проявивших способности в области математики, информатики, естественных наук.

«При ведущих университетах создаются 8 школ в федеральных округах; на основе школ, уже существующих в регионах, создается сеть региональных центров. Поскольку в РФ имеется 83 региона и немало крупных городов, общее число школ ориентировочно 150; со средней численностью около 500 учеников. … Школы оборудуются на уровне лучших мировых образцов (лаборатории, информационные банки, библиотеки, средства обучения и т.д.). …Необходима система убедительных материальных и моральных стимулов, привлекающих к работе в данных школах высококвалифицированных специалистов».

Проект, в котором содержится множество конкретных предложений, оказался в министерстве образования, но реакции пока не последовало.

Что делать с кадетами?

В ряд «элитных» школ мэр Москвы невольно поставил и кадетские. Их, правда, уж точно нельзя отнести к учебным заведениям для детей богатых родителей: изнеженным, избалованным детям там учиться трудно.

Таким школам (большинство из них - интернаты) не только нельзя урезать финансирование, наоборот, нужно его увеличивать.

«У нас в программе - десятидневные обязательные полевые занятия, - говорит директор Первой Московской морской кадетской школы-интерната «Навигацкая школа» Юрий Цуканов. - Нужно заплатить командировочные, обеспечить детям усиленное питание на свежем воздухе. Кроме того, мы - морская школа, и у нас есть ялы, которые нужно охранять, ремонтировать. На них ребята занимаются в Кунцево. Плюс у нас обязательная пятая четверть. Навыки, которые дети получили в течение года, должны быть воплощены на практике. Ребята на 21 день едут в Севастополь, где проходят яхтовую практику. Результат - у нас третий год подряд первые места в морском многоборье, первые места в трех возрастных категориях по гребле. Ребята ходят в кругосветки на парусниках «Крузенштерн» и «Седов». К тому же у нас своя форма одежды. Финансирования и сегодня недостаточно. Их не хватает и на форму: хорошо, что я служил на флоте, и нам перепадает что-то от знакомых моряков и погранцов».

Кадеты - это чаще всего ребята из детских домов, или те, кто находится под опекой; процентов на восемьдесят - мальчишки, которых воспитывают одинокие матери и отцы-одиночки.

Юрий Цуканов добивается того, чтобы льготами при поступлении пользовались только две категории: дети военнослужащих, погибших при исполнении долга, и дети кадровых военных. Главное - чтобы ребенок действительно хотел здесь учиться.

Куда поступают кадеты-выпускники? В прошлом году, когда министр обороны до 2012 года отменил прием в военные училища, процентов сорок ребят поступили в Академию водного транспорта. Остальные - в Высшую гражданскую мореходку, в Академии ФСБ и ФСО, в университет академии МВД.

«Если действительно уравняют финансирование, не будет никаких кадетских школ», - считает Юрий Цуканов.

Дым без огня?

Впрочем, говорить о новом равном финансировании всех московских школ, все-таки преждевременно.

Михаил Мокринский, директор лицея №1535 (здесь дети изучают не только европейские языки, но и китайский, японский, иврит) надеется на лучшее, считая, что сказанное мэром - лишь первый шаг в изменении системы финансирования школ, а самым сильным сохранят прежние деньги. «Я жду, что последуют другие шаги, которые обрисуют новую систему работы с одаренными детьми. Она будет привязана к образовательным программам для различных категорий учащихся и к стратегии их обучения, к финансированию этих программ», - выразил надежду Мокринский.

Директор «Института развития образования» Высшей школы экономики Ирина Абанкина в своем блоге тоже утверждает, что финансирование сохранится на прежнем уровне, а вот распределение денег между школами начнет зависеть от результатов. «Если школа хочет получать более высокие нормативы финансирования, то ей придется доказать, почему она должна получить больше, чем другие. Если видно, что программы разные, успехи и достижения разные, то и финансирование будет разным», - поясняет она. Если же при высоком финансировании школа дает такие же результаты, как и обычная школа, тогда оно будет снижено, так как затраты не оправдывают себя. «Просто за статус и вывеску «гимназия» сегодня платить никто не собирается», - добавила Абанкина.

Правда, пока неизвестно, кто будет решать, добилась школа результатов или нет, каковы критерии оценки ее работы. А это, может быть, самый главный вопрос.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала