Рейтинг@Mail.ru
Как из университета превратиться в институт - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как из университета превратиться в институт

© РИА Новости / Алексей Никольский | Перейти в медиабанкПремьер-министр РФ Владимир Путин встретился с министром образования и науки РФ
Премьер-министр РФ Владимир Путин встретился с министром образования и науки РФ
Читать ria.ru в
Закон, упрощающий процедуру лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, на самом деле ужесточит ее. Со вступлением документа в силу 1 января 2011 года некоторые вузы вполне могут лишиться лицензий и прекратить свое существование.

Наталья Иванова-Гладильщикова, для РИА Новости.

Закон, упрощающий процедуру лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, на самом деле ужесточит ее. Со вступлением документа в силу 1 января 2011 года некоторые вузы вполне могут лишиться лицензий и прекратить свое существование, другие понизят статус: институты станут колледжами, а университеты – институтами. Так Минобрнауки реализует давнюю идею резкого сокращения числа некачественных вузов в России. Проблема в том, по каким критериям будут оценивать работу учебных заведений и чем это обернется для нынешних студентов.

Лицензирование и аккредитация – до и после

Лицензирование – это разрешение на ведение образовательной деятельности. По новому закону лицензия будет выдаваться вузу бессрочно (до сих пор она действовала 5 лет). Правда, через год после ее выдачи Рособрнадзор проконтролирует соблюдение лицензионных требований. В последующие годы такой контроль может быть плановым, а может – и неожиданным.

Следующая ступень – аккредитация. Только она предоставляет право вузу (как государственному, так и нет) выдавать диплом гособразца. А еще учеба на дневном отделении аккредитованного вуза гарантирует студенту отсрочку от армии.

Впрочем, до введения нового закона неожиданно призваться в армию или не получить государственный диплом рискуют и студенты аккредитованного вуза – в том случае если они поступили на недавно открытую специальность. Дело в том, что по старому закону свидетельство о госаккредитации на специальность вуз получал только после первого выпуска студентов, отучившихся по новой программе. То есть, через пять лет после ее введения.

Новый закон изменяет эту схему. Он устанавливает аккредитацию не по отдельным образовательным программам, а по укрупненным группам специальностей. То есть если в техническом вузе решат готовить специалистов по нанотехнологиям, программа будет аккредитована сразу. Если же там надумают ввести далекую от профиля вуза специальность – например, "менеджмент в туризме", то аккредитацию такой программы придется ждать 5 лет.

Как пояснила глава Рособрнадзора Любовь Глебова на одной из пресс-конференций в РИА Новости, такой порядок станет преградой на пути возникновения новых университетов-новоделов, которые до сих пор размножались в геометрической прогрессии. Действительно: заведет какой-нибудь технический вуз программы по иностранным языкам, менеджменту, экономике – вот вам и "университет", в котором обязано быть много профилей обучения.

Упростить и удешевить

Что еще изменится с введением нового закона? Процедура лицензирования упростится и удешевится. Не нужно будет проводить экспертизу, стоившую вузу немалых денег. По новому закону – платится пошлина, которая уходит в госбюджет.

Госпошлина устанавливается и по процедуре аккредитации. Эта сумма включает в себя плату за проведение экспертизы на соответствие федеральным образовательным стандартам и другим показателям. Процедура аккредитации должна проходить в течение 105 дней (раньше сроки не оговаривались).

Эти нововведения распространяются на вузы, школы, техникумы и колледжи – как федерального, так и регионального подчинения.

Открытость

Госаккредитация будет проходить с участием экспертов. И, как заверяет Любовь Глебова, выводы будут делать именно они, а не чиновники. Рособрнадзор в ближайшее время создаст банк экспертов, разработает требования к процедурам, которые они проводят. Все это должно содержаться в подзаконных актах. Но пока об этих требованиях ничего не известно.

Параллельно с государственной аккредитацией может проводиться общественная экспертиза. Ее участниками могут стать работодатели (они смотрят, какой "продукт" выдает вуз, как его выпускники идут по карьерной лестнице, сколько денег потребуется на переподготовку). А могут – и родители, студенты.

В новом законопроекте заложена возможность учета общественных независимых оценок в госэкспертизе. Эта оценка "может учитываться". Правда, формулировка крайне расплывчата (ведь она может и не учитываться).

Кто останется университетом, а кто – просто институтом

Новый закон о лицензировании и аттестации станет составной частью интегрированного закона "Об образовании в РФ". В статье 134 проекта интегрированного закона говорится о новой структуре высшего образования.

К учреждениям системы будут причислять не институты, университеты и академии (как это было раньше), а университеты, институты и колледжи.

Выпускник колледжа (по старому – техникума), обучающего по программе повышенной сложности, сможет теперь получить степень "бакалавра" (первая ступень высшего образования по Болонской системе, к которой присоединилась Россия). А выпускник института закончит его либо "бакалавром", либо "специалистом" (старая 5-6-летняя советская система). Причем если у института заберут "специалитет", он автоматически превратится в колледж. Университетом останется такой вуз, где есть и бакалавриат, и магистратура, и специалитет. Академий же не будет вовсе (в России сегодня их около 700, еще и с филиалами).

Новая структура высшего образования должна способствовать режиму экономии и повышению качества в отрасли. Минобрнауки неоднократно говорило о необходимости массового сокращения числа вузов, в том числе – присоединения слабых к сильным.

С одной стороны, навести порядок давно пора: расплодилась масса некачественных вузов (особенно это касается обучения в филиальных сетях). Но, с другой стороны, критерии, по которым будет происходить "наведение порядка", весьма расплывчаты.

Решить проблему "оптимизации" сети вузов (и перехода на систему колледж-вуз-университет) призван новый закон о лицензировании и аккредитации. И многие вузы пытаются поменять (а точнее, повысить) свой статус заранее, до ужесточения процедуры.

По словам Любови Глебовой, "в течение последних двух лет мы наблюдаем желание воспользоваться временем, пока не вступили в силу новые нормы". "Мы с этим сильно боремся, – пояснила она. – Даже если формально есть основания, чтобы перейти в другой статус, мы долго работаем с учредителями этих заведений, говоря о том, насколько осознанно они принимают такие решения. …Было много желающих перейти из статуса "академии" в статус "университета". С 1 января, когда в силу вступит наш закон, для того, чтобы подтвердить статус университета, требования станут настолько жесткими, что перейти в него будет весьма трудно."

"Скажу больше: когда начнут действовать аккредитационные показатели по новому закону, многим университетам не удастся подтвердить свой статус", – дала свой прогноз Любовь Глебова.

В течение этого года только три образовательных учреждения перешли из статуса "академии" в "университет". Это Медицинская академия имени Сеченова, Финансовая и Плехановская академии. "Ни у кого, наверное, нет сомнений, что они соответствуют новому статусу", – считает глава Рособрнадзора.

Труднодостижимая задача сокращения числа российских вузов должна быть решена с помощью новых законов. Это поможет улучшить качество образования, хотя, возможно, и создаст некоторые трудности для студентов: например, поступал в академию, а она "вдруг" превратилась в институт, где нет магистратуры.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала