Рейтинг@Mail.ru
Человек с ружьем или обезьяна с гранатой? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Человек с ружьем или обезьяна с гранатой?

Читать ria.ru в
В российской столице, да и во всей стране, не так много мест, где граждане могут получить навыки обращения с личным оружием. В скором времени таких мест может стать еще меньше.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

В российской столице, да и во всей стране, не так много мест, где граждане могут получить навыки обращения с личным оружием. В скором времени таких мест может стать еще меньше. Пока Государственная дума рассматривает законопроект, обязывающий будущих владельцев травматического оружия проходить специальный курс обучения, в Подмосковье идет демонтаж крупнейшего объекта стрелковой инфраструктуры.

Стрельбище под огнем

Олимпийское стрельбище «Динамо» в подмосковных Мытищах считается одним из самых больших стрелковых комплексов Старого света. Его возводили к московской Олимпиаде 1980 года, и для своего времени объект был оснащен по последнему слову техники. В 90-е годы стрельбище, подобно большинству государственных предприятий, было заброшено и пришло в запустение, а в начале «нулевых» спортивный комплекс (вернее, участок земли, на котором оно расположено) стал предметом спора хозяйствующих субъектов. И вскоре стрельбище перешло в собственность некой кипрской фирмы. Всероссийское физкультурно-спортивного общество «Динамо», полагающее себя законным собственником объекта, объявило сделку незаконной. В 2005 году новый хозяин предложил инвестпроект по созданию на территории стрельбища жилого района, точнее, коттеджного поселка, однако из-за судебных тяжб с динамовцами реализация проекта откладывалась на неопределенный срок. Пока шли суды, стрельбище служило тренировочной базой для спецподразделений и стрелковых клубов, объединяющих владельцев огнестрельного и травматического оружия. На протяжении нескольких лет законопослушные граждане на общественных началах обучались безопасному и этичному обращению с оружием, то есть всему тому, чему государство только собирается учить в обязательном порядке.

По итогам долгих судебных тяжб, стрельбище осталось за киприотами, в октябре 2010 года новый владелец начал демонтаж стрелковых объектов.

И это происходит как раз тогда, когда после нескольких резонансных случаев незаконного применения, травматическое оружие вновь стало одной из животрепещущих тем российского информационного пространства. Чиновники, общественные организации, СМИ обсуждают вопрос, как сделать оружие более безопасным.

Стрелков за парты

Госдума уже приняла в первом чтении, и готовится рассмотреть во втором законопроект об ужесточении оборота травматического оружия. Важнейшим пунктом документа может стать требование к будущим владельцам о прохождении курса по безопасному обращению с оружием. Положение абсолютно логичное. Прежде чем сесть за руль транспортного средства, будущий водитель несколько месяцев изучает правила дорожного движения, учится водить автомобиль, после чего доказывает свою квалификацию на экзамене в ГИБДД.

Почему же для получения разрешения на покупку оружия (помимо необходимых справок, разумеется) достаточно вызубрить несколько абзацев из закона «Об оружии»?

В большинстве развитых стран практический курс и сдача экзамена по безопасному обращению и стрельбе, является непременным требованием при получении разрешения на владение оружием. Правда, в этих странах, помимо правовых норм, существует развитая стрелковая инфраструктура – даже в небольших населенных пунктах действуют по нескольку общедоступных тиров и стрельбищ. В Москве (не говоря о России в целом) дефицит стрелковых сооружений фактически перевел стрелковый спорт в разряд элитарных. При этом многие независимые эксперты и чиновники признают, что одной из главных причин неправомерного применения травматического оружия является оружейная безграмотность населения. Эта безграмотность, которой страдают не только обыватели, но и представители СМИ, и чиновники, способствует нагнетанию в обществе необоснованных алармистских настроений.

Оружие, как миф

К примеру, то и дело всплывает тезис о сверхдоступности травматического оружия. Но мало кто знает, что в современном российском законодательстве вообще нет термина «травматическое оружие». Это словосочетание само собой утвердилось в нашем лексиконе в последние годы.

В действительности закон определяет два вида средств самообороны, которые можно отнести к травматическому оружию. К первому относят бесствольные системы для стрельбы резиновыми пулями – «Оса» или «Стражник», ко второму – газовые пистолеты и револьверы с возможностью стрельбы резиновыми пулями – «Макарыч», «Хорхе», «Гроза».

Процедура приобретения обеих типов «резинострелов» столь же строга, как процедура приобретения охотничьего огнестрельного оружия.

Однако часто к «травматике» причисляют пневматические револьверы и пистолеты, где стальной шарик или свинцовая пулька выбрасывается энергией сжатого газа. Такие устройства действительно совершенно свободно можно купить не только в оружейных, но и в туристических магазинах, и даже в палатках подземных переходов. Отсюда миф о доступности. При этом «пневматика» вообще считается не оружием, а чем-то вроде опасных игрушек, использование которых для самообороны запрещено. Надо заметить, что «игрушки» могут причинить серьезную травму, если выстрел произведен, скажем, в глаз или в шею.

Не слишком хорошее знание предмета ведет к тому, что многие инициативы по упорядоченью оборота «травматики» заведомо оказываются малореализуемыми.

Так, председатель думского комитета по безопасности Владимир Васильев заявил о необходимости идентификации травматического оружия через предварительный отстрел и занесение данных в пулегильзотеку.

Подобная практика применяется при продаже нарезного огнестрельного оружия: каждый проданный ствол отстреливается в специальном тире, а результаты заносятся в базу данных. Воспользоваться таким оружием для преступления – все равно, что оставить на месте преступления визитку или паспортные данные.

Некоторые специалисты считают, что идентифицировать выпущенный из «травмата» резиновый шарик будет очень сложно, а стреляные гильзы из револьверов и бесствольных систем, типа «Осы» не выбрасываются автоматически, то есть злоумышленник может скрыться, не оставив после себя следов. К тому же в бесствольных системах (а это самое эффективное и популярное средство обороны) гильза вообще не подвергается механическому воздействию, значит, и особых меток на ней не будет. В виду вышесказанного, более прагматичным кажется предложение члена общественного совета при МВД РФ Владимира Химача ввести строгую ответственность за ношение любого оружия в нетрезвом виде.

Убивает не оружие

Разумеется, одними техническими мерами всех проблем, связанных с травматическим оружием, не решить. Гражданское оружие – одна из тех тем, дискуссии вокруг которых неизменно приводят к вскрытию серьезных, подчас системных социальных проблем. Достаточно изучить случаи незаконного применения травматического оружия, и мы поймем, что перед нами целый сонм социальных и национальных проблем. А избирательность судебной системы становится едва ли не главным катализатором правонарушений.

Можно, к примеру, вспомнить одно из первых громких дел. В 2006 году во Владивостоке хозяин нескольких рыбных палаток Немат Гамидов приставив «Осу» к виску в упор, застрелил пенсионера Сергея Смолякова. Причиной стала словесная перепалка – пожилой человек сделал своему убийце замечание (довольно грубое), когда тот ехал на джипе по «встречке».

В конце 2007 года судья Ленинского районного суда Виталий Павлов, квалифицировав дело, как убийство в состоянии аффекта, приговорил г-на Гамидова к трем годам условно и освободил прямо в зале суда.

Впоследствии дело получило огласку, Ленинский районный суд Владивостока признал Гамидова виновным в убийстве (ст. 105 УК РФ) и приговорил к 7 годам колонии строгого режима.

Вспомним не менее резонансные случаи ДТП, виновниками которых становились чиновники, представители силовых структур и бизнесмены. И последствия тяжелее, и общественный резонанс больше, взять хотя бы нашумевший ролик рэппера Noize MC «Мерседес s666». Исходя из логики сторонников запрета гражданского оружия, самое время подумать о запрете дорогих иномарок.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала