Рейтинг@Mail.ru
Прекрасное лицо Вахтанговского театра - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Прекрасное лицо Вахтанговского театра

Читать ria.ru в
Максакову можно назвать прекрасным лицом Вахтанговского театра. Ей внутренне близок тот праздничный гротесковый настрой, та театральная феерия и животворное импровизационное начало, которые изначально определяли жизнь знаменитой труппы.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости

Когда Андрей Вознесенский написал посвященное Людмиле Максаковой стихотворение "Дочь фараона", публика утвердилась во мнении, что ее отец, имя которого в семье держали под секретом, - не кто иной, как Иосиф Сталин. Генералиссимус действительно ценил творчество матери Людмилы, Марии Максаковой, певицы Большого театра. Однако родство Сталина и знаменитой "вахтанговки" - не более чем миф. Отец Людмилы Максаковой, 26 сентября празднующей 70-летие, - баритон Александр Волков, который эмигрировал в США и потому оказался за скобками семейной истории.

Между тем, в облике Людмилы Максаковой действительно всегда была царственность. Живи она в Европе, ее "королевскую" фактуру кинематограф использовал бы без устали. Такие черты лица вдохновляют художников и музыкантов - ее поклонником был Микаэл Таривердиев. Актриса, в отличие от многих своих младших коллег, абсолютно органично выглядит в исторических костюмах - будь то облачение Татарской принцессы Адельмы из "Принцессы Турандот" Гоцци в постановке Вахтанговского театра или платье Надежды Федоровны в фильме Иосифа Хейфица 1973 года "Плохой хороший человек".

Эти работы Максаковой, наряду с ролью в кинооперетте "Летучая мышь" 1979 года режиссера Яна Фрида, - пожалуй, самые известные. Она могла бы сыграть в кино много ярких ролей. Однако, выйдя замуж за немца из бывшего ФРГ, физика Петера Игенберга, оказалась "невыездной" и лишилась многих кинопредложений. Дело доходило до абсурда: театр им. Вахтангова, где Максакова работала с момента окончания Театрального училища им. Щукина, ехал на гастроли в Грецию... без нее, ведущей актрисы! К счастью, справедливость восстановил тогдашний министр культуры Демичев: он включил Максакову в гастрольный список.

Максакову можно назвать прекрасным лицом Вахтанговского театра. Ей внутренне близок тот праздничный гротесковый настрой, та театральная феерия и животворное импровизационное начало, которые изначально определяли жизнь знаменитой труппы. Основатель театра Евгений Вахтангов называл сценическое искусство "праздником". Его последователи, Рубен Симонов и его сын Евгений, а затем Михаил Ульянов держали тот же курс. Визитной карточкой коллектива долго была "Принцесса Турандот", которая неизменно открывала каждый театральный сезон. Поставленный в 1922 году самим Вахтанговым, спектакль был в 1963 году реанимирован Рубеном Симоновым. Как играла в нем Максакова - Адельма, а также Юлия Борисова - Турандот, Василий Лановой - принц Калаф, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Николай Гриценко (триумвират, воплощавший традиционные маски commedia del arte), сегодня можно судить по телеверсии 1971 года. В этом ироническом, карнавальном по духу спектакле основному сюжету аккомпанировали импровизации актеров, уморительные шутки и розыгрыши, комментировавшие современность. В такой живой стихийной оправе, напоминавшей талантливый капустник, классика заиграла особенно ярко и свежо.

Людмиле Максаковой всегда удавались характерные роли. Такой была и ее очаровательно-противоречивая Надежда Федоровна в фильме по "Дуэли" Чехова - "Плохой хороший человек". Эта психологическая лента о противостоянии фанатично-принципиального фон Корена и поначалу малодушного Лаевского раскрыла новые грани таланта Владимира Высоцкого, Олега Даля, Анатолия Папанова. В финале картины Надежда Федоровна - уже не праздная роковая красавица, а зрелая женщина с принципами. Не только актерский дар, но и глубокий интеллект позволил Максаковой сделать эту метаморфозу психологически убедительной.

Между тем, в начале карьеры Людмила Максакова была не уверена в себе в профессиональном смысле. Поддержку начинающей актрисе оказали Евгений и Рубен Симоновы. В 1961 году она сыграла Лауру в "Маленьких трагедиях" Пушкина. А на следующий год была цыганкой Машей в "Живом трупе" Льва Толстого. В 1960-1970-е Максакова уже играла на сцене Ольгу Книппер-Чехову, Николь ("Мещанин во дворянстве" Мольера), Марию в "Конармии" Бабеля, Мамаеву ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), леди Анну в "Ричарде III" Шекспира, Жорж Санд, герцогиню Мальборо, Анну Каренину у Романа Виктюка в 1983 году.

Ее героини - волевые и изменчивые, загадочные и цельные, гордые и любящие. С чертовщинкой во взгляде и властным обаянием.

Кого бы Максакова ни играла, героиня в ее трактовке всегда была "personnalite" - личность, яркая индивидуальность. Такова и ее Графиня в "Пиковой даме" Пушкина, поставленной в 1996 году Петром Фоменко. Сродни ей - Анна Андреевна из "Ревизора" и Маман из "Дяди Вани" в постановке Римаса Туминаса, нынешнего главы Вахтанговского театра, Аркадина в "Чайке" и Раневская в "Вишневом саде". Актриса любит эти возрастные роли, в которых можно передать разнообразный душевный опыт.

Картину Юрия Грымова "Муму" 1998 года по рассказу Тургенева ругали за "рекламный" стиль (Грымов до этого делал хорошие рекламные ролики) и за "шоковый" эпатаж. Тем не менее, самодурствующая Барыня сыграна Людмилой Максаковой безупречно. Как всегда, характер у нее вышел магнетический. Эта роль отчасти напоминает другую - мисс Брент в триллере "Десять негритят" 1987 года по роману Агаты Кристи. Говорухин, снявший этот качественный триллер, дал Максаковой роль избалованной старой девы, которая мнит себя воплощенной добродетелью.

Актриса вполне могла стать музыкантом: она училась в Центральной музыкальной школе для особо одаренных детей по классу виолончели. Однако изматывающие музыкальные штудии отступили на второй план, как только в юности Максакова открыла для себя французское кино. И сразу выбрала артистическую карьеру. А вот дочь Людмилы пошла по стопам бабушки. Мария Максакова-младшая поет в московской "Геликон-опере".

Людмиле Максаковой вполне можно сказать так, как Михаил Ульянов отозвался о ее старшей коллеге по сцене Юлии Борисовой: "Она не звезда Вахтанговского театра, она его великая планета".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала