Рейтинг@Mail.ru
Подводники без подлодок: поставки на экспорт и для себя - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Подводники без подлодок: поставки на экспорт и для себя

© РИА Новости / Игорь Чуприн | Перейти в медиабанкРоссия поставит Вьетнаму шесть подводных лодок проекта 636М.
Россия поставит Вьетнаму шесть подводных лодок проекта 636М.
Читать ria.ru в
Россия поставит Вьетнаму шесть подводных лодок проекта 636М. Общая стоимость контракта превысит 3 миллиарда долларов и станет рекордной для российского экспортного судостроения. После выполнения этого контракта общее число дизельных ПЛ проектов 877 и их усовершенствованных версий проекта 636 в составе ВМС стран азиатско-тихоокеанского региона достигнет 28 единиц

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
 
Россия поставит Вьетнаму шесть подводных лодок проекта 636М. Общая стоимость контракта превысит 3 миллиарда долларов и станет рекордной для российского экспортного судостроения. После выполнения этого контракта общее число дизельных ПЛ проектов 877 и их усовершенствованных версий проекта 636 в составе ВМС стран азиатско-тихоокеанского региона достигнет 28 единиц.

Поставки лодок проекта 877, известных также под обозначениями «Варшавянка», «Палтус», или НАТОвским индексом Kilo на экспорт в страны АТР начались в середине 80-х, когда партию «Варшавянок» заказала Индия. Для ВМС Индии было построено 10 таких субмарин. В настоящее время они проходят модернизацию. Еще 12 субмарин этого класса заказал Китай и вот теперь шесть лодок будут построены для Вьетнама. Кроме этого «Варшавянки» в этот период поставлялись в Иран и Алжир.

Для ВМФ России поставки лодок проекта 877 завершились в 1994 году. В настоящее время в составе флота находится по различной информации от 12 до 15 субмарин этого типа, самые старые из которых были построены в начале 80-х годов.

Еще в конце 90-х годов прошлого века был поставлен вопрос о необходимости замены лодок проекта 877, и в качестве вариантов рассматривались либо усовершенствованные лодки проекта 636/636М, либо новейшие ПЛ проекта 677. Первый вариант обещал возможность относительно дешевого и быстрого обновления подплава за счет конструктивной близости лодок проекта 636 и 877, со значительным увеличением возможностей субмарин благодаря новому оборудованию, второй же был более рискован – лодка проекта 677 была абсолютно новым продуктом, освоение которого в условиях постсоветского развала промышленности сулило большие трудности.

Головная ПЛ проекта 677, Б-585 «Санкт-Петербург», была спущена на воду еще в 2005 году, но с ее вводом в строй возникли проблемы. Ввод лодки в строй ожидался еще в 2007 году, однако, он произошел лишь в мае 2010 и при этом лодка принята в «ограниченную эксплуатацию» - на ней, по имеющейся информации, не установлен штатный гидроакустический комплекс с разработкой которого возникли проблемы, а также имеются сложности с главной энергетической установкой.

Затягивание ввода в строй головной лодки «подвесило» и судьбу следующих ПЛ проекта – Б-586 и Б-587 «Кронштадт» и «Севастополь», заложенных в 2005 и 2006 годах. Они, в результате, пока что даже не спущены на воду. Удастся ли исправить возникшие неполадки без ухудшения ТТХ лодки, и в какие сроки это можно сделать – пока неизвестно.

Проблемы с вводом в строй лодок проекта 677 заставили ВМФ России искать альтернативные пути, вплоть до рассмотрения, по некоторым сведениям, возможности приобретения подлодок в Германии, но пока такого решения принято не было.

В результате на сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация: уже почти 15 лет имея «в руках» успешный, современный, конкурентоспособный проект 636, пользующийся спросом на мировом рынке и, за счет постоянного усовершенствования, поддерживающий свою конкурентоспособность, Россия не строит эти лодки для себя. Попытавшись сделать ставку на новейший проект 677 наша страна столкнулась с рядом организационных и технических проблем, в результате которых обновление дизельного подплава задерживается вот уже на десять лет. При ином развитии событий флот в течение прошедших десяти лет мог бы получить уже шесть, а может быть и восемь подлодок 636-го проекта. Не исключено, что он их в итоге получит – но на полтора десятка лет позже, чем следовало.

Сегодня Россия оказывается в положении сапожника без сапог, поставляя на экспорт подводные лодки, так необходимые ей самой. Схожая ситуация складывается в атомном подплаве, где в аренду для ВМС Индии отправляется свежепостроенная подлодка проекта 971 «Нерпа», при том что возраст российских АПЛ также приближается к критическому. Таково положение и в надводном флоте, где объем поставок на экспорт в последние полтора десятка лет также значительно превышает объем закупок для ВМФ России.

На этом фоне лидирующие позиции России в области военно-морского экспорта вызывают законные вопросы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала