Рейтинг@Mail.ru
Вершигора, продолжатель дела легендарного Ковпака - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вершигора, продолжатель дела легендарного Ковпака

Читать ria.ru в
В годы Великой Отечественной войны второй фронт существовал задолго до высадки союзников в Южной Италии, а позднее, во Франции. Речь о партизанском движении, размах которого в СССР превзошел любые исторические аналоги. Одним из наиболее крупных и боеспособных соединений являлся отряд под командованием легендарного Сидора Ковпака.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

В годы Великой Отечественной войны второй фронт существовал задолго до высадки союзников в Южной Италии, а позднее, во Франции. Речь о партизанском движении, размах которого в СССР превзошел любые исторические аналоги. Одним из наиболее крупных и боеспособных соединений являлся отряд под командованием легендарного Сидора Ковпака. А его заместителем по разведке, а впоследствии, командиром отряда, являлся Герой Советского Союза Петр Вершигора. 16 мая ему бы исполнилось 105 лет со дня рождения (1905).

Вершигора не был профессиональным военным. Окончил в конце 1930-х отделение режиссуры Одесской консерватории, до войны работал на Киевской киностудии. Позднее в книге «Люди с чистой совестью» будущий генерал-майор так описал первые месяцы своей фронтовой биографии: «Отступая, я поднял на мостовой книгу Хемингуэя, выброшенную взрывной волной из библиотеки районо. Перелистывая страницы, я нашел в ней слова, которые показались мне тогда подлинной и обнаженной «правдой» войны: «Кадровые офицеры нужны для парадов, а когда нужно лежать в окопах и стрелять, то это делают купцы, бухгалтера, учителя, музыканты и дантисты».

Повоевав летом 1941 года в качестве командира взвода, затем роты и батальона, после ранения и выхода из окружения, Вершигора был назначен «по специальности». Ему поручили руководить бригадой фронтовых корреспондентов. Однако к весне 1942 года Петр Петрович начал задумываться над тем, «что в этой войне мне надо найти свое настоящее место. Я уже проверил себя под огнем, обтерся среди командного состава и начал ловить себя на мысли, что страшно хочется покомандовать самому». Вскоре неюный доброволец прошел краткую подготовку и 13 июня 1942 года вместе с радисткой был заброшен в тыл врага. Так для Вершигоры начался новый, партизанский этап жизни.

Боевое крещение в качестве партизана Вершигора получил после того, как навел советскую авиацию на железнодорожную станцию «Брянск-II». На воздух взлетели четыре эшелона с боеприпасами. В итоге движение по железной дороге было прекращено на несколько дней, а «автор» награжден Рокоссовским орденом «Красного Знамени».

После того, как на Брянщину в августе 1942 года пришел отряд Ковпака, Вершигора, приглядевшись к бойцам, а главное, к командиру, принял решение воевать в их составе. Был назначен командиром тринадцатой роты.

Как писал позднее Вершигора, «воевать в партизанах нужно с шиком, а главное - весело и беззаботно. С тупым, унылым взглядом и заунывным голосом я себе не представляю партизана. Без удали в глазах можно идти на такие дела только по принуждению. В партизаны же шли добровольцы, романтики, были и случайные люди, но первые брали над ними верх и прививали им свой стиль».

Все это было у ковпаковцев, которые, в отличие от других партизанских соединений, постоянно находились в движении, выработав свои «фирменные» приемы войны. В поход выступали с наступлением темноты, а днем отдыхали в лесу или в глухих селах. Постоянно вели разведку, причем не только впереди, но и по сторонам. Долго в одном направлении не шли, прямым дорогам предпочитая окольные. В движении нарушать строй никому не разрешалось. При этом ковпаковцы должны были быть готовы к тому, чтобы через две минуты после появления врага занять круговую оборону и открыть огонь на поражение из всех видов оружия.

По форме управления партизанское соединение больше напоминало войсковую часть, делясь на отделения, взводы, роты, батальоны, полки. Имелась своя артиллерия. За отрядом был закреплен полк дальней авиации Героя Советского Союза полковника Валентины Гризодубовой, а командира, Сидора Ковпака, время от времени вызывали для получения новых заданий в Москву.

Дисциплина у ковпаковцев была довольно жесткой - «Деда», как называли Сидора Артемьевича, уважали и боялись значительно больше, чем руководителей других партизанских соединений. К примеру, приказ номер 200 категорически запрещал бойцам забирать у населения продукты и другие вещи под угрозой расстрела. Не случайно с 1944 года Ковпак, к тому времени получивший звание генерал-майора, был назначен членом Верховного суда Украинской ССР.

Ковпаковцы, совершавшие дальние рейды по тылам противникам (в частности, поход на Карпаты) выступили достойным продолжателем традиций, заложенных еще Денисом Давыдовым, который писал о главных задачах партизанской войны: «Она объемлет и пересекает все протяжение путей, от тыла противной армии до того пространства земли, которое определено на снабжение ее войсками, пропитанием и зарядами».

Что же до самого Вершигоры, то знаменитый диверсант-подрывник Илья Старинов (организовал за годы войны уничтожение 256 мостов и более 12 тысячи воинских эшелонов) вспоминал: «Закончился в октябре и знаменитый карпатский рейд соединения С.А. Ковпака. Самого Ковпака повидать не удалось, но в Харьков приехал П.П. Вершигора. Командуя группой отрядов, он вышел из рейда наиболее организованно. На беседу с ним Т. А. Строкач [начальник Украинского штаба партизанского движения] меня и пригласил… Я увидел хладнокровного, расчетливого, прекрасно понимающего специфику партизанской борьбы военачальника».

В декабре 1943 года, когда Ковпак в связи с болезнью отбыл в Киев на лечение, его соединение было переформировано в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию. Для бойцов и командиров были введены погоны. Под командованием Вершигоры дивизия совершила два глубоких рейда по тылам противника в западных областях Украины и Белоруссии, а также на территории Польши. Последний бой ковпаковцы приняли 23 июля 1944 года в районе польского города Бельска, вместе с 95-й Сивашской гвардейской артиллерийской бригадой и частями 15-й Сивашской стрелковой дивизии, отразив три танковых атаки I танкового корпуса СС.

И после войны Петр Вершигора самостоятельно выбирал дорогу, которой следует идти в жизни. Сначала преподавал в Академии Генерального штаба, а затем стал писателем, описав подвиги своих товарищей по партизанскому движению.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала