Рейтинг@Mail.ru
Дискуссии о школьном образовании - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дискуссии о школьном образовании

Читать ria.ru в
Стартующая в будущем году реформа бюджетных учреждений не приведет к отмене бесплатного школьного образования. Она позволит повысить качество преподавания обязательных предметов и упорядочит предоставление платных дополнительных услуг сверх тех, что прописаны в образовательном стандарте

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Стартующая в будущем году реформа бюджетных учреждений не приведет к отмене бесплатного школьного образования. Она позволит повысить качество преподавания обязательных предметов и упорядочит предоставление платных дополнительных услуг сверх тех, что прописаны в образовательном стандарте. Таков итог совещания, которое в четверг президент Дмитрий Медведев провел с министрами образования и социального развитию. Соответствующий законопроект уже в ближайшее время будет подписан президентом.

Законопроект со сложным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» вызвал неоднозначную оценку в обществе. Прежде чем подписать его, вчера, 6 мая, президент Дмитрий Медведев провел совещание с участием министра образования Андрея Фурсенко и главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой. Чиновники объяснили, что реформа бюджетных учреждений не ударит по карману граждан. В частности, среднее образование, как и прописано в Конституции, останется бесплатным. «Никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг», - гарантирует президент.

Что же на самом деле представляет из себя реформа бюджетных учреждений? Законопроект делит все бюджетные учреждения на три категории: казенные, бюджетные и автономные.

Казенные учреждения сохранят за собой все признаки сегодняшних бюджетных учреждений, при которых весь приход и расход денег строго регламентирован сметой. Заработанные дополнительные средства такое учреждение должно будет перечислить в бюджет.
Бюджетным учреждениям нового типа государство будет выделять не деньги по смете, а субсидии на выполнение госзадания. То есть основной вид деятельности лечебного или образовательного учреждения (лечение и обучение) будет финансироваться из госбюджета. В госзадании будут установлены показатели эффективности  и объема услуги. Таким образом, устанавливается связь между объемом финансирования и качеством работы учреждения. Также эти организации получат право самостоятельно зарабатывать средства, предоставляя дополнительные платные услуги, и, что особенно важно, самостоятельно же и решать, как потратить полученные деньги.
Автономные учреждения очень похожи на «новые» бюджетные, но на них не распространяется закон о госзакупках и они вправе выбирать, где иметь счета: в казначействе (как бюджетные), или в банке.

Общеобразовательные школы предполагается отнести к новым бюджетным учреждениям. Что это означает на практике?
Обязательные предметы школьной программы – математика, физика, химия, русский язык и т.д. (всего их 25, и они закреплены Госстандартом), будут преподаваться бесплатно. Платить (по желанию родителей) придется за дополнительные занятия, кружки и факультативы. Например, за дополнительные занятия в бассейне, уроки игры в шахматы или кружок кройки и шитья. Как утверждает Андрей Фурсенко, образование детей станет дешевле для родителей: они будут точно знать, за какие занятия им придется доплатить, а какие уроки уже профинансированы из госбюджета. Оплачивать одну и ту же услугу дважды (из казны и кармана родителей) закон запрещает.

Кроме того, вместе с правом оказывать платные услуги школы получат возможность сократить издержки на их предоставление. Дело в том, что и сейчас кружки и факультативы для детей в большинстве случаев платные. Чтобы взимать деньги официально, школа должна зарегистрировать какое-либо юридическое лицо. У этой структуры должно быть помещение, руководитель и бухгалтер. Работники конторы должны вести отчетность, платить  налоги, их проверяют санэпиднадзор, пожарная охрана, фискальные органы. За все это приходится тратить деньги, что удорожает стоимость дополнительного обучения.

Закон не только позволит эффективнее управлять денежными потоками, но и сделает использование госсредств более прозрачным. Помимо того, что счета образовательных учреждений по-прежнему будут открыты в Федеральном казначействе, и проверяющие смогут отслеживать финансовые операции, в Интернете появится дополнительная информация. Любой желающий сможет ознакомиться с учредительными документами и свидетельством о регистрации, а также с финансовыми показателями, например, бухгалтерской отчетностью, самим госзаданием для образовательного учреждения, результатами проверок школы контролирующими органами и отчетом школы об использовании закрепленного госимущества. Сейчас такой информации в открытом доступе нет.

Степень ответственности руководителя образовательного учреждения также будет повышена. Он может быть уволен за просроченную кредиторскую задолженность организации. Если деятельность руководства не была согласована с учредителем (то есть государством) и привела к убыткам, то покрываться они будут из кармана самого директора.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала