Рейтинг@Mail.ru
Российский танкер освобожден, пиратская угроза сохраняется - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский танкер освобожден, пиратская угроза сохраняется

Читать ria.ru в
Ночью 6 мая 2010 года большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Маршал Шапошников», обеспечивающий безопасность судоходства в Аденском заливе, освободил захваченный накануне сомалийскими пиратами танкер «Московский Университет» компании «Новошип».

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Ночью 6 мая 2010 года большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Маршал Шапошников», обеспечивающий безопасность судоходства в Аденском заливе, освободил захваченный накануне сомалийскими пиратами танкер «Московский Университет» компании «Новошип», который с экипажем из 23 граждан России и грузом в 86 тысяч тонн сырой нефти следовал в Китай.

Российский танкер был атакован пиратами утром 8 мая 2010 года. Экипаж передал сообщение о том, что к кораблю приближаются быстроходные лодки с вооруженными людьми, после чего связь оборвалась. Как оказалось, в момент захвата танкера пиратами экипаж сумел скрыться в одном из внутренних помещений корабля и забаррикадироваться, вдобавок отключив энергетическую установку и рулевое управление танкера.

Пираты сообщили о захвате судна и предупредили, что в случае попытки освобождения «Московского университета» жизнь людей окажется под угрозой. Однако они не сумели ни добраться до экипажа, ни дать танкеру ход.

Тем временем «Маршал Шапошников», преодолев более 300 миль, приблизился к танкеру. Поняв, что экипаж находится вне досягаемости пиратов, и те неспособны управлять кораблем, на БПК начали готовиться к освобождению «Московского университета». Подразделение морской пехоты, находящее на борту «Шапошникова», перед выходом на боевую службу прошло спецподготовку и несколько учений по освобождению кораблей, в результате операция была проведена быстро и без эксцессов. Морские пехотинцы на скоростных катерах атаковали танкер и в коротком бою обезвредили пиратов, убив одного из них. Никто из российских военнослужащих или членов экипажа не пострадал.

По факту захвата танкера российская прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 227 УК «Пиратство», и в результате неудачливых «джентльменов удачи» доставят в Москву для суда.
Инцидент заставил обратить внимание на проблему юридического обеспечения антипиратских действий и эффективности борьбы с пиратами в целом.

Санкция по статье 227 уголовного кодекса России («Пиратство»), предусматривает до 15 лет лишения свободы. При этом нужно отметить, что лишение свободы в российской колонии с возможностью выйти «условно-досрочно» по сравнению с условиями свободного существования в Сомали представляет собой своеобразный «санаторий». Тем более это относится к заключению в странах ЕС, куда многие пираты стремятся попасть, надеясь после отбытия срока там остаться.

Наиболее курьезным является тот факт, что участь пиратов была бы более тяжелой, если бы их захватили до того, как они стали фигурантами уголовного дела, возбужденного в России. В этом случае их скорее выдали бы Йемену, где пиратов, захваченных в море при наличии несомненных доказательств их преступной деятельности (оружие), как правило, без лишних формальностей отправляют на виселицу.

При этом следует отметить, что все действия как российских, так и иностранных моряков, сводящиеся лишь к попыткам предотвратить захват и крайне редко завершающиеся столь блистательным успехом, как сегодня, когда пиратов удалось нейтрализовать уже после захвата ими корабля, являются борьбой с симптомами, но не с болезнью. Пиратство по-прежнему представляет собой выгодный бизнес. «Джентльмены удачи» захватывают все новые и новые корабли и моряков, получая выкуп.

Эта обстановка составляет разительный контраст с той, что сложилась в мире по гораздо менее значимому поводу: в результате извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии. Опасность, отнюдь не столь реальная, как многим представлялось, вызвала паническую реакцию с мгновенным запретом на полеты во многих странах Европы. Причина такого запрета очевидна: 90% пассажиров, летающих над Европой – это граждане стран ЕС, массовая гибель которых, даже в результате столь явного форс-мажора, грозит серьезными политическими последствиями. На этом фоне угроза нападения пиратов, которой подвергаются экипажи торговых судов, чаще всего набранные из стран третьего мира или из не самых благополучных европейских государств – типа Греции или Румынии, или даже крупных держав, но не членов ЕС – Украины, России, Индии – не трогает европейских политиков. Одновременно, масштабы пиратства пока не столь велики, чтобы всерьез беспокоить бизнес. В результате экипажи гражданских кораблей оказываются предоставлены не слишком плотной охране со стороны военных кораблей, не способных достаточно эффективно контролировать все судоходство в регионе, и теории вероятности – нападут очередные пираты на конкретный сухогруз/контейнеровоз/танкер или нет.

Подобная ситуация вновь заставляет обратить внимание на проблему взаимодействия между странами, ведущими борьбу против пиратов, причем не только на тактическом уровне – непосредственно в водах близ побережья Сомали, но и на уровне официальных органов. Борьба с пиратством должна вестись по единым правилам, и участь пиратов не должна различаться в зависимости от того, кораблем какой страны они были захвачены. Возможно, выход заключается в принятии некоего международного кодекса, определяющего наказание за соответствующие преступления, а также порядок суда и исполнения наказания. При этом вновь следует обратить внимание на то, что пребывание в тюрьме ЕС вряд ли может серьезно испугать сомалийских пиратов – там им как минимум не грозит голод и постоянная угроза гибели, которая висит над ними в охваченной гражданской войной Сомали.

Однако одним ужесточением наказания добиться результата невозможно. Успешная борьба с пиратством должна строиться на – о чем не раз говорилось - нормализации обстановки в самой Сомали, охваченной гражданской войной, во-вторых, на военных операциях против баз пиратов на побережье, и в-третьих – на жестком подавлении финансовой инфраструктуры преступных групп, получающих доход с этих акций. При этом как само пиратство, так и пособничество этому бизнесу вновь, как и века назад, должно стать опасным для жизни занятием.

Но, к сожалению, очевидно, что современный европейский менталитет не позволит странам ЕС вспомнить собственную практику борьбы с пиратством XVII-XIX веков, когда захваченные «джентльмены удачи» зачастую отправлялись либо за борт, либо, в случае особых «заслуг», доставлялись на берег, где их ждал суд с неизбежным эшафотом в итоге.

Возможно, выход из этой ситуации заключается в сотрудничестве России, например, с США, Китаем и арабскими странами – в этих странах преклонение перед ценностью человеческой жизни и ее неприкосновенностью еще не дошло до абсурдных степеней, исключающих справедливое воздаяние за подобные преступления.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала