Рейтинг@Mail.ru
Измайлову - 70. Шутка ли? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Измайлову - 70. Шутка ли?

© Фото : Dmitry Rozhkov Измайлову - 70. Шутка ли?
 Измайлову - 70. Шутка ли?
Читать ria.ru в
Что необходимо для того, чтобы стать популярным писателем-юмористом? Во-первых, весьма желательно окончить Московский авиационный институт. Во-вторых, необходимо найти толкового соавтора, а в-третьих, - талантливого артиста, который бы исполнял твои тексты. А далее уж сам не плошай.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Что необходимо для того, чтобы стать популярным писателем-юмористом? Во-первых, весьма желательно окончить Московский авиационный институт. Во-вторых, необходимо найти толкового соавтора, а в-третьих, - талантливого артиста, который бы исполнял твои тексты. А далее уж сам не плошай. 5 мая исполняется 70 лет драматургу эстрады Лиону Измайлову, который идеально подходит под эти условия.

Отметим, что если Эдуарду Успенскому и Михаилу Задорнову МАИ подарил только диплом, то нашему юбиляру, тогда еще просто Лиону Поляку, еще и звучный псевдоним, под которым его теперь знает вся страна. «Измайлов» означал «из МАИ» (позднее буква «и» заменилась на «й»). Широкая же известность в узких профессиональных кругах пришла к нему со времен знаменитых монологов о незадачливом студенте кулинарного техникума. Впрочем, Измайлов всегда подчеркивает, что сей именитый персонаж имел как минимум трех «отцов» - его, соавтора Юрия Воловца и, конечно, Геннадия Хазанова, коего с тех «кулинарных» пор узнала вся страна. Не считая Аркадия Арканова, который, по словам Измайлова, написал первые четыре строки.

Важным этапом в оттачивании пера каждого уважающего себя юмориста в СССР была «Литературная газета», выходившая миллионными тиражами. Точнее, ее последняя, знаменитая 16-я полоса, из-за которой многие читатели (в том числе и ваш покорный слуга) много лет покупали и читали это издание. Сия полоса в то малосмешное время (исключая доклады и выступления Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева) была не только отдушиной для интеллектуальной аудитории, но и своего рода трибуной для пишущих в отдел юмора «Клуб «Двенадцати стульев». Именно там появился советский «Козьма Прутков» - людовед и душелюб, эссенизатор Евгений Сазонов с отрывками из романа «Бурный поток» - плод коллективного творчества сатириков «ЛГ». 16-я полоса гостеприимно принимала множество талантливых людей, трудившихся на не очень тогда хлебной юмористической ниве. Карикатуристов Виталия Пескова, Василия Дубова, Олега Теслера, Михаила Златковского, Андрея Бильжо, Сергея Тюнина. Писателей Аркадия Арканова, Григория Горина, Зиновия Паперного, Михаила Жванецкого, Эдуарда Успенского, Михаила Задорнова, Игоря Иртеньева, Виктора Шендеровича, Виктора Коклюшкина.

И, конечно, нашего героя, который дебютировал в 1970 году миниатюрой «Новая Амата Хари». В ней он доказал, что на самом деле знаменитую шпионку Мату Хари звали Мотя Харитонова из-под Рязани, которая по самоучителю разучила индийские ритуальные танцы, после чего покорила всю Европу.

Другой вехой для Измайлова стала работа для программы «Радионяня», образовательной программы для младших школьников на всесоюзном радио в 1970-80-х годах, которую вел народный артист РСФСР, один из мастеров советского радиовещания для детей Николай Литвинов и его помощники Александр Лившиц и Александр Левенбук. Сам Николай Владимирович как-то пошутил, что программа предназначена для аудитории от 8 до 80 лет. И был прав - популярность этой остроумной передачи была невероятная. По словам Елены Лебедевой, редактора и автора передачи, письма от слушателей приходили мешками: «Несмотря на свой преклонный возраст, я смеюсь от души, когда слушаю вашу передачу «Радионяня». Хорошо невестки не было дома, а то бы сказала ребятам: «Никак, бабушка сошла с ума».

Позднее Измайлов вспоминал: «Я, как человек с дипломом инженера, много лет вел в передаче «Радионяня» рубрику «БРИЗ Радионяни», куда дети присылали свои технические проекты. Проекты были жутко смешные. «Вот я изобрел такую машину, которая сама ездит. У нее три колеса, а под ней из бака вода льется на лопасти, лопасти крутят колеса, и эта машина поедет, если ее поставить на горку и сильно толкнуть».

Со временем его тексты стали читать не только Хазанов, но и другие артисты эстрады: Евгений Петросян, Владимир Винокур, Ян Арлазоров, Клара Новикова, Ефим Шифрин. Однако «умереть в артисте» Измайлов не захотел и с конца 1970-х годов стал самостоятельно выступать на сцене со своими текстами. А в 1989-м создал свой театр юмора «Плюс».

Всему этому немало поспособствовала знаменитая телепрограмма «Вокруг смеха» - совместный проект клуба «Двенадцать стульев» «Литературной газеты» и отдела развлекательных и юмористических программ Центрального телевидения (годы жизни 1978-1991). Идея состояла в том, чтобы воочию явить миру авторов «Клуба». Впрочем, у Измайлова роман с телевидением сложился еще раньше. Он плодотворно трудился для таких популярных некогда передач, как «Кабачок тринадцать стульев» и «Артлото». Однако в законный брак с ТВ он вступил только в 1990-е, став ведущим развлекательных программ «Шут с нами» и «Шоу-досье».

В отличие от большинства собратьев по цеху, Лиона Измайлова отличает легкий, веселый, независтливый характер и способность к самоиронии. Говорит, что с годами писать все сложнее, поскольку извилины перестают работать. Видимо, шутит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала