Рейтинг@Mail.ru
Альтернативная ветвь советской космонавтики - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Альтернативная ветвь советской космонавтики

Читать ria.ru в
12 апреля 1961 года вековое стремление заглянуть за «небесную твердь» увенчалось успехом. Старший лейтенант Юрий Гагарин, из крестьян Смоленщины, поднялся в космическое пространство, за полтора с небольшим часа облетел землю и благополучно приземлился, став первым в мире космонавтом.

 Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

12 апреля 1961 года вековое стремление заглянуть за «небесную твердь» увенчалось успехом. Старший лейтенант Юрий Гагарин, из крестьян Смоленщины, поднялся в космическое пространство, за полтора с небольшим часа облетел землю и благополучно приземлился, став за эти 108 минут майором и первым в мире космонавтом.

Потом будет много других полетов. Многочасовых, многосуточных, многомесячных. Будут выходы в открытый космос, полет на Луну, строительство орбитальных станций. Но первый шаг запомнится всем и навсегда.

Гораздо менее известна, но не менее интересна история альтернативных проектов, разрабатывавшихся в рамках космической программы СССР параллельно с серией кораблей «Восток» - «Восход» - «Союз», выводившихся в космос ракетой-носителем Р-7.

В рамках одной из таких программ разрабатывался проект авиационно-космической системы «Спираль». Система представляла собой комплекс из гиперзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета, который должен был выводиться в космос на его «спине».

Разработка «Спирали» велась конструкторским бюро Микояна, а главным

конструктором стал Глеб Лозино-Лозинский, наиболее известными созданиями которого являются тяжелый истребитель-перехватчик МиГ-31, и космический комплекс «Буран». «Спираль» и оказалась в итоге одним из первых шагов на пути к знаменитому «Бурану».

Конечным итогом работы должно было стать создание многоцелевого космического аппарата, способного выполнять разведывательные и ударные задачи, а также, возможно, осуществлять перехват неприятельских спутников, ракет и боеголовок. Появились несколько вариантов проекта:

- фото- и радиоразведчик;

- противокорабельный вариант, который предполагалось оснащать ракетами с ядерной боевой частью и использовать для поражения из космоса американских авианосцев;

- два вариант перехватчиков: фотоперехватчик, в задачи которого входила съемка спутников «вероятного противника» с близкого расстояния и передача изображений на землю, и истребитель, предназначенный для уничтожения целей.

В 70-х годах начались первые испытания прототипа орбитального самолета. Аппарат, получивший индекс МиГ-105.11 стартовал из-под фюзеляжа тяжелого бомбардировщика-ракетоносца Ту-95К. Тогда же началась подготовка космонавтов для полетов на будущем космическом самолете. В отряд вошел, среди прочих, и второй советский космонавт – Герман Титов. Всего по программе были подготовлены 13 космонавтов-испытателей, в том числе, например, знаменитый Владимир Джанибеков, чей полет на корабле «Союз Т-13» и станции «Салют-7» 6 июня – 26 сентября 1985 года считается самым технически сложным космическим полетом в истории мировой космонавтики. В частности, «Союзу Т-13» пришлось стыковаться со станцией, потерявшей управление из-за неверной передачи команд, а для восстановления деятельности станции был проделан огромный объем работы. Подвод корабля к «Салюту-7» осуществлялся с помощью наземных и космических средств системы противоракетной обороны СССР, что доказало возможность использования этих систем для управления космическими аппаратами на орбите.

 

Разработка проекта «Спираль» шла медленно – это направление с самого начала считалось не слишком перспективным, а впоследствии основную часть ресурсов по данному направлению поглотил значительно более амбициозный и затратный проект «Бурана», создание которого многие специалисты считают ошибкой (это мнение можно признать обоснованным, глядя на судьбу и «баланс» американской программы «Спейс-Шаттл»). В 1978 году основные специалисты, работавшие над программой «Спираль», были переведены из КБ Микояна и КБ «Радуга» в НПО «Молния», создававшее «Буран». Для доводки «Бурана» и были использованы в итоге плоды почти двадцатилетней работы.

В 1982-84 годах состоялось четыре запуска ракеты-носителя «Космос» с аппаратом «Бор-4», представлявшим собой массогабаритный макет орбитального самолета «Спираль» в масштабе 1:2. Первый «Бор-4» был запущен с космодрома Капустин Яр 3 июня 1982 года. Совершив один с четвертью виток вокруг Земли, он приземлился в Индийском океане, где был подобран кораблями ВМФ СССР. В ходе этого полета, а также трех последовавших, испытывалась различная аппаратура для «Спирали», конструкционные и теплозащитные материалы.

15 ноября 1988 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Энергия», доставившая на орбиту многоразовый космический корабль «Буран». Его первый и последний полет подвел черту под развитием альтернативной ветви космонавтики в СССР:

очень скоро первой космической державе мира стало не до полетов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала