Рейтинг@Mail.ru
Французы на московской сцене: культуры, наконец, встретились - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Французы на московской сцене: культуры, наконец, встретились

Театральный гид

© Фото : предоставлено Театром НацийФестиваль "Другой театр из Франции". Труппа "Коллектив Катр Эль". Сцена из спектакля "Проект RW"
Фестиваль Другой театр из Франции. Труппа Коллектив Катр Эль. Сцена из спектакля Проект RW
Читать ria.ru в
На этой неделе в Москве стартовала театральная программа перекрестного года Россия – Франция. «Перекрестный год» означает, что его мероприятия пройдут в 33 городах России и в 16 городах Франции. Театр наций совместно с Французским культурным центром открыл фестиваль под названием «Другой театр».

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера»,  специально для РИА Новости.

На этой неделе в Москве стартовала театральная программа перекрестного года Россия – Франция. «Перекрестный год» означает, что его мероприятия пройдут в 33 городах России и в 16 городах Франции. И вот Театр наций совместно с Французским культурным центром на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда открыл фестиваль под названием «Другой театр», который вошел в большую афишу года двух стран, спектаклем «Проект RW» Компании «Карт Эль».

28 февраля эстафетную палочку подхватывает Центр драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина. Сцена «На Беговой» примет Театр «Ателье» со спектаклем по пьесе Поля Клоделя «Тяжелый хлеб» (Постановка Агат Алексис и Алена Алексиса Барсака)

Идея такого сотрудничества зародилась на самом высшем уровне несколько лет назад, и 2010 год был определен как время встречи культур. Уже состоялись пресс-конференции и в Париже, и в Москве. Франции и России обещано более 400 событий в области искусства, экономики, науки и спорта, не считая программы, не включенной в официальный протокол.

Что касается театра, то программа выглядит впечатляюще. С 14 по 19 сентября 2010 года  на Новой сцене Большого театра состоится мировая премьера балета «Апокалипсис» в постановке Анжелена Прельжокажа. 27 сентября также в Большом театре состоится премьера оперы «Вишневый сад» в постановке Дмитрия Чернякова на музыку современного французского композитора Филиппа Фенелона, написанную  по заказу Парижской Оперы специально к чеховскому юбилею. А во Франции  в театре  des Gémeaux (парижский пригород Со) можно будет увидеть другой спектакль Дм. Чернякова под условным названием «Сочинения по новеллам Чехова».

Традиционный Парижский Осенний фестиваль пройдет в этом году  как Русская театральная осень. Александринский театр будет представлен спектаклем Валерия Фокина «Женитьба» Гоголя, 29 сентября - 1 октября в Париже, Театр de la Ville ( бывший театр Сары Бернар). Владимир Панков, поставивший «Свадьбу» Чехова в белорусском театре им. Янки Купалы, привезет свою работу и покажет ее также на сцене Театр de la Ville 19 -23 октября. Осенний фестиваль в Нормандии предполагает показать спектакли Дмитрия Крымова «Опус 7» и «Та-ра-ра-бум-бия».

Театральная Франция в России будет представлена также спектаклем «Женитьба Фигаро» Комеди Франсез, режиссер Кристоф Рок, который проедет в турне по городам России в сентябре-октябре (Екатеринбург, Калининград, Москва, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург). В апреле в РАМТе в рамках Международного фестиваля им. А.П.Чехова в Москве будет представлен спектакль «Казимир и Каролина» по пьесе Э. Фон Хорвата, поставленный  Эммануэлем Демарси-Мота, который стал новым художественным руководителем парижского Театра de la Ville.

В ближайшую неделю будет идти упомянутый фестиваль «Другой театр» (с 24 февраля по 4 марта), на котором можно будет увидеть, как современные театральные группы, небольшие мобильные компании, ищут новый сценический язык, синтезируют видеоарт, пластику, акробатику, динамические движущиеся конструкции. 27, 28 февраля и 1 марта компания «Циммерман де Перро» покажет спектакль «Гааф Афф». 3 и 4 марта «Тюрак театр»  — спектакль «А мы и не знали». Все это можно будет увидеть на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда.

Первый спектакль «Проект RW» Компании «Карт Эль», уже показанный в Москве, может вполне дать представление о том, какой «другой театр» мы увидим.

Литературной основой послужил спектаклю рассказ «Прогулка» швейцарского писателя Роберта Вальзера (1878-1956), полный нежной поэзии и трепета перед тем, что называется прогулкой, маленьким путешествием, в котором освобождается душа. Оттого и неясно, свершается ли это перемещение в пространстве швейцарского городка или в пространстве мысли и воображения. Поход в булочную, к портному, визит в банк или посещение книжного магазина  — повод для приключения мысли, а не для заурядного оздоровительного моциона или удовлетворения географического любопытства.

Режиссер и сценограф этого спектакля Микаэль Дюсотуа, возможно, поэтому уподобляет портал сцены окну. Каким должно быть это окно Поэта? Через него видится мир, а не только соседняя улица. Рама портала одета в легкое деревенское кружево, что сообщает какую-то прелесть всему, что будет происходить внутри этого поэтического окна. Но также дает и объем, воздух, увеличение увиденного и пережитого. И на роль Поэта приглашается не просто актер, а актер и воздушный гимнаст Дамьен Сожон, поскольку полет воображения, бегство от нужд низкой жизни возможно выразить, лишь оторвавшись от земли. Стол, стул Поэта то и дело вздергиваются в воздух, как и весь окружающий мир с горожанами, поросятами, холмами и горами.

Этот эффект высекается с помощью световой проекции на экран. Но и экран в спектакле особый — уподоблен огромному листу бумаги, через него мы видим тени рождающихся образов, которые Поэтом фиксируются на бумаге, а потом живут своей независимой жизнью. Поэт — акробат слов, гимнаст, тренирующий свое воображение, оттого Дамьен Сожон ведет рассказ о своей прогулке с помощью почти цирковой акробатики, а стол и стул писателя превращаются в невесомые предметы, зависшие в воздухе сцены.

Правда, и земной мир спектакля не похож на реальный. И портной с помощницей, и добрый банкир, дающий стипендию поэту, и владелец книжного магазина, и многие другие персонажи, сыгранные всего лишь тремя актерами — Клер Корлье, Марин Брагар, Оливье Тюрком — характеры, пропущенные через воображение Поэта, похожие на персонажей швейцарского лубка, если таковой имеется. Они словно нарисованы кистью Анри Руссо. Быт непременно превращается в поэзию, предметы обретают иную сущность: и сундук портного, и книжная лавка в магазине обретают символическое значение. Быт таит угрозу обыденного, поэтому эти предметы окутывает тревога, пока их не превращают в поэтические образы создатели спектакля.

«Другой театр» из Франции в ближайшую неделю покажет  спектакли, которые представят разные пути того, как обнаружить через театр поэзию в жизни, как театром можно удивить, создавая пространственные чудеса на сцене.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала