Рейтинг@Mail.ru
Кодекс чести офицера: попытка формализовать мораль? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кодекс чести офицера: попытка формализовать мораль?

Читать ria.ru в
В России 1 февраля завершается дискуссия о Кодексе чести российского офицера. Документ, устанавливающий основы корпоративной этики офицерского корпуса, планируется принять в ходе третьего Всеармейского совещания офицеров, которое пройдет в Москве в ноябре 2010 года.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

В России  1 февраля завершается дискуссия о Кодексе чести российского офицера. Документ, устанавливающий основы корпоративной этики офицерского корпуса, планируется принять в ходе третьего Всеармейского совещания офицеров, которое пройдет в Москве в ноябре 2010 года.

Кодекс офицерской чести должен, по мнению инициаторов его принятия, возродить в Вооруженных силах России традиции русской императорской армии, где офицерская честь была сердцевиной самой службы. Однако возможность нового насаждения этой традиции «сверху» представляется не слишком вероятной.

Что такое вообще честь? Из множества довольно казенных на вид определений можно выбрать следующее: это комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. В разных культурах честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями (дворянская честь, воинская честь). Иногда, впрочем, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.

Можно выбрать и любое другое определение, но во всех случаях честь останется неправовым понятием, укореняющимся исключительно в нравственном самосознании.

С этой точки зрения следует отметить, что понятие чести, и особенно воинской чести, часто смешивают с понятием верности присяге и воинскому долгу, тогда как эти понятия не тождественны. Присяга требует от военнослужащего выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, исполняя воинский долг. При этом  в современных условиях воинский долг и безусловное следование приказу зачастую вступают в противоречие с традиционным нравственным наполнением слова «честь».

О противоречии, зачастую возникающем между долгом и честью, знали и раньше. Яркой иллюстрацией этого положения является отношение основной массы офицерства дореволюционной России к офицерам Отдельного корпуса жандармов, который занимался расследованием государственных преступлений. При этом действия, предпринимаемые исходя из чувства долга и служебных обязанностей, зачастую вступали в противоречия с традиционными понятиями чести, что приводило к отчуждению между жандармами и остальными офицерами, хотя в отдельный корпус и отбирались лучшие из офицеров армии и гвардии.

Вместе с тем никуда не уходят такие составляющие понятия офицерской чести, как достоинство офицера, его верность своему слову, правдивость, справедливость, корректность в общении и другие критерии нравственной оценки человека. Однако эти качества либо присущи человеку с детства в силу его воспитания в соответствующих рамках и стандартах, либо нет, независимо от его принадлежности к офицерскому корпусу.

Подытоживая, следует отметить, что понятия офицерской чести XIX века, растущие из западноевропейских понятий рыцарской чести, которая традиционно ставилась выше долга, сегодня применимы лишь ограниченно. Да, офицер должен соответствовать приведенным в предыдущем абзаце критериям, и от этого должно зависеть занимаемое им в обществе положение. Во всем прочем офицер обязан руководствоваться прежде всего чувством воинского долга, содержание которого определяется присягой и уставами.

Назначение обсуждаемого сегодня кодекса офицерской чести во многом неясно. В дореволюционной России этот кодекс никогда не был формализован, представляя собой неписанный свод традиций и правил, которым был обязан следовать офицер. Целесообразность принятия его сегодня также сомнительна. В части служебной все равно безусловным приоритетом будет пользоваться триумвират Присяги, Устава и Приказа. В части этической – кодекс бесполезен в условиях атомизированного общества, где понятия морали и нравственности толкуются каждым на свой лад, а суды офицерской чести давно перестали отвечать своему первоначальному назначению. Результатом такого положения становятся тяжелые нарушения базовых этических норм в армии – от нецензурной брани в адрес подчиненных офицеров до повышений в должности за деньги.

В этом отношении офицерский корпус русской армии имел значительно больше возможностей отстоять положения своего неписаного кодекса: для разрешения любых недоразумений, касающихся задетой чести, офицер всегда имел выход в виде дуэли.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала