Рейтинг@Mail.ru
Выше плата - больше «зайцев» - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выше плата - больше «зайцев»

Читать ria.ru в
В январе стоимость проезда в пригородных поездах, курсирующих между Москвой и областью, резко выросла. Основной удар пришелся на жителей ближайшего Подмосковья, традиционно работающих в столице. Каковы будут последствия беспрецедентного повышения стоимости билетов?

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

В январе стоимость проезда в пригородных поездах, курсирующих между Москвой и областью, резко выросла. Основной удар пришелся на жителей ближайшего Подмосковья, традиционно работающих в столице. Каковы будут последствия беспрецедентного повышения стоимости билетов? Скорее всего, на рост тарифов пассажиры ответят либо отказом от поездок в электричках, либо увеличением числа безбилетников.

С 1 января 2010 года проезд в электричке по территории области подорожал с 14 до 16,5 рубля за одну зону (одна зона составляет примерно 10 км), то есть почти на 18%. Впрочем, проезд по Москве тоже подорожал с 22 до 26 рублей. Но традиционное новогоднее подорожание тарифов для пассажиров электричек оказалось не финальным. С 21 января по решению правительства Московской области стоимость проезда из области в Москву и обратно стала складываться из тарифа на проезд по территории Подмосковья и тарифа на проезд по Москве. Хотя раньше такой билет тарифицировался как подмосковный. В результате суммирования тарифов минимальный платеж за проезд между городом и областью вырос с 16,5 до 42,5 рублей. Именно столько придется выложить за разовую поездку, например, жителям Химок, Одинцово или Люберец, традиционно работающих в столице.

Беспрецедентное одномоментное повышение стоимости «пригородного» проезда вызвало возмущение пассажиров. Большинство из них имеют весьма средние зарплаты, и платить за проезд в три раза больше привычного откровенно не готовы. О чем и сообщают в СМИ и блогах. Власти Москвы, Подмосковья, Федеральная служба по тарифам, а также представители РЖД и МЖД в конце прошлой недели начали совещаться, обещая как-то разрешить ситуацию. Но, не дожидаясь итогов переговоров, общества защиты прав потребителей подали судебные иски к железнодорожникам.

К чему может привести резкое повышение стоимости проезда в электричках? Во-первых, к социальным протестам. Если «новогоднее» подорожание тарифов ЖКХ или проезда на метро вызывало тихое возмущение, то увеличение стоимости проезда в электричках возмутило граждан. К примеру, многие блоги содержат прямые призывы к неповиновению, а пассажиры говорят в открытую, что платить за проезд по новым несправедливым ценам не будут. И вообще, готовы требовать у железнодорожников расчеты обоснованности платы за «переход границы» между городом и областью в суде.

Некоторые, правда, признаются, что с учетом подорожания транспорта, работа в столице перестает иметь смысл, и они будут искать работу в своем подмосковном городе.

Часть недовольных граждан могут отказаться от проезда в электропоездах, переориентировавшись на более дешевый автотранспорт. Ведь проезд в пригородных автобусах подорожал не столь ощутимо. Только неясно, как пассажиры электричек сумеют утрамбоваться в и так полностью заполненные пригородные автобусы и маршрутки. Кроме того, за счет роста количества автотранспорта неизбежно увеличиться длина пробок и время, которое граждане тратят на проезд до работы.

Те же, кто не сможет отказаться от пригородных поездов, будут искать способы минимизации своих расходов. Другими словами, количество «зайцев» может вырасти в разы. Ситуацию с безбилетниками не могут исправить даже контролеры, проверяющие билеты несколько раз за время поездки. Во-первых, они – тоже люди, а пассажиру дешевле вступить с ними в коррупционные отношения, чем платить за билет (если повезет, то взятка контролеру составит не более половины от стоимости билета). Во-вторых, как и в живой природе, «зайца» спасают быстрые ноги. При проверке безбилетники выходят на ближайшей станции из своего вагона и успевают сесть в вагон, который контролеры уже проверили.

Покупка билетов до ближайшей станции, проезд по незаряженной проездной карте (если контролеры идут с проверкой без «тетриса»), «игнор» турникетов на входе и выходе с последующим забегом по вагонам от контролеров – все это способы минимизировать свои траты на проезд, которые теперь будут все более популярными. При этом, помимо роста показателей бытовой коррупции, можно прогнозировать и рост показателей статистики происшествий на железнодорожном транспорте. А как же? Сами попробуйте побегать по льду перрона из вагона в вагон или в дубленке полазить через «турникетные» заграждения станций.

Между тем, по оценке президента РЖД Владимира Якунина, и так до 30% пассажиров пригородных поездов в России не оплачивали проезд даже до его троекратного подорожания. В РЖД признаются, что пока не в состоянии уменьшить количество безбилетников.

Если противостояние продолжится, и «пригородные» пассажиры все же откажутся пополнять карманы железнодорожников, то финансовый эффект от новации может быть довольно неожиданным. Вместо увеличения прибыли РЖД может получить снижение доходности перевозок электропоездами.

Первое, от чего традиционно отказываются компании в России при снижении прибыли – это инвестиции. То есть, к примеру, может сократиться количество приобретаемых новых вагонов или приостановится расширение направлений перевозок. Впрочем, в итоге пострадавшей стороной окажется опять же потребитель.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала