Рейтинг@Mail.ru
Клинтон в России: как дотянуться до перезагрузки? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Клинтон в России: как дотянуться до перезагрузки?

Читать ria.ru в
Все-таки у нас с США слишком уж медленно получается «погружение в перезагрузку». Последний визит в Москву государственного секретаря США Хиллари Клинтон - хорошая тому иллюстрация. Она, кстати, впервые приехала в Россию в качестве главы внешнеполитического ведомства и, собственно, не привезла с собой ничего особо нового...

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

Все-таки у нас с США слишком уж медленно получается «погружение в перезагрузку». Последний визит в Москву государственного секретаря США Хиллари Клинтон - хорошая тому иллюстрация. Она, кстати, впервые приехала в Россию в качестве главы внешнеполитического ведомства и, собственно, не привезла с собой ничего особо нового. Переговоры по новому договору СНВ, как было заявлено, успешно продолжаются и стороны даже надеются заключить некое подобие нового рамочного соглашения о сокращении стратегических ядерных боезарядов к сроку истечения СНВ-1, то есть к 5 декабря этого года. Учитывая проблемы при согласовании у каждой из сторон числа носителей, в это верится с трудом. Хотя, с другой стороны, согласовывать осталось не так уж и много, и при готовности американцев пойти на российские предложения (около 500 носителей у каждого), технически договор действительно может быть подготовлен.

У американцев в каждом визите в Москву главное всегда в том, не что они привезли, а чего не захватили с собой. При Буше и его госсекретаре Кондолизе Райс эта «корзина» всегда была больше чем наполовину пуста. При Обаме и Хиллари Клинтон она хотя бы чуть больше, чем «наполовину наполнена». Тоже, конечно, прогресс на фоне бушевских времен, но не такой, от которого можно было бы впадать в «перезагрузочную эйфорию».

Клинтон не привезла с собой самого главного: более или менее четко определенных планов Обамы по замене ПРО Буша в Польше и Чехии на ПРО Обамы в южной, восточной и северной Европе. Эти планы и у американцев достаточно размыты, и о них имеют не совсем полное представление даже в самом Пентагоне, признавая, что они должны еще дорабатываться и конкретизироваться. В обмен на эти неосуществленные, непонятные, географически и стратегически еще не разъясненные Москве планы, США уже хотят получить от Кремля большие уступки по второй главной теме повестки дня наших отношений: в санкциях против Ирана и его ядерной программы.

Для России идти на такие санкции значит подрывать свои довольно широкие экономические и торговые связи с Ираном. И, что может быть еще опаснее, получать раздраженных аятолл на юге, в районе, близком к «мусульманскому поясу» России. Если кто-то сомневается в том, что исламский Иран имеет влияние на мусульманские республики России, то делает это очень зря. Против санкций до сих пор твердо настроен и Китай, у которого торговые связи с Ираном еще больше, чем у России.

То, что Москве снова чего-то не договаривают, было видно из ответа Сергея Лаврова на вопрос по поводу ПРО на совместной пресс-конеференции с Клинтон. Лавров сказал, что новые планы Вашингтона по ПРО «не были совместными идеями США и России, они были разработаны экспертами администрации президента США Барака Обамы». Поэтому в России хотели бы «подробнее знать, в чем эти планы заключаются, что конкретно предусмотрено, как конкретно будет эволюционировать новая концепция, которая предусматривает четыре этапа». В общем, нам хотелось бы сначала узнать об этих планах поподробнее от администрации, а не из газет. У дипломатов такой откровенный ответ в духе «нам еще ничего об этом не сообщили» (и поэтому нечего требовать от нас конкретной реакции и конкретных уступок) считается очень раздраженным.

Пока вполне можно сказать, что Буш хотел «одеть» европейскую ПРО в тяжелые обои еще от времен ядерного противостояния. А Обама теперь предлагает одеяния легкие и современные, но не менее прочные. Причем обамовские «декорации» можно, выражаясь так удачно вошедшим в лексику наших отношений компьютерным языком, upgrade сообразно требованиям времени. Он проявил в этом отношении «тактический прагматизм», в отличие от бушевской идеологической закостенелости. Хотя, если вдуматься, стратегически мало что изменилось - все та же ПРО Европы, только в новой оболочке. Да и сам Обама дал понять, что если Иран будет слишком уж прогрессировать в своих ракетно-ядерных упражнениях, то администрация запросто вернется к первоначальному варианту.

Многие эксперты сейчас вообще полагают, что новая система ПРО США в Европе имеет смысл только в одном случае: если Израиль все-таки пойдет на нанесение превентивного удара по иранским ядерным объектам. Не хотелось бы, конечно строить никакие апокалиптические прогнозы, но, учитывая, как бы это помягче выразиться, горячий характер тех, кто находится у власти в Иране, не исключено, что он может в таком случае начать «швырять» свои ракеты в какую угодно сторону.

Заместитель министра обороны Израиля Эфраим Снех на прошлой неделе поднял ставки в торгах по поводу санкций против Ирана, объявив, что Израиль может нанести авиаудары по ядерным заводам Ирана в Куме под Тегераном уже после Рождества, т.е после 25 декабря. Он и раньше говорил об этом. В середине сентября Снех сказал, что если Ирану будет дозволено обзавестись бомбой, то у Израиля не останется иного выхода кроме как прибегнуть к последнему средству - бомбардировке. Он, правда, не уточнил, какими именно боеприпасами это будет сделано: у самого Израиля уже есть примерно 80 ядерных зарядов.

Иранцы ответили на это вполне предсказуемо. Мойта Золнур, представитель Али Хоменеи в Революционной гвардии Ирана, заявил уже через день после слов израильского замминистра: «Если на нашу страну упадет хоть одна американская или сионистская ракета, прежде чем уляжется пыль, иранские ракеты разнесут сердце Израиля».

Все эти заявления делаются, естественно, в рамках дипломатического нажима и на Тегеран, и на Россию, и на Китай. Угроза израильского ракетного «наказания» Тегерана за бомбу должна вроде подвинуть их к введению санкций, а не то такое получится... Москва же и Пекин уверены, что дипломатические средства еще далеко не исчерпаны. Клинтон, вроде, согласилась, что так оно и есть, но на деле Кремль продолжают подталкивать именно к санкциям.

Мы, в принципе, сейчас имеем схожие позиции с США в подходе к ядерной проблеме Северной Кореи, наращиваем сотрудничество по Афганистану. Коридор для доставки военных грузов в Афганистан через Россию будет расширяться. Кроме того, Москва настаивает и, скорее всего, получит доступ к поискам путей афганского урегулирования в рамках НАТО.

Иран и ПРО, если судить по визиту Клинтон, остаются главными занозами в наших отношениях. И здесь главное сейчас в том, как долго это будет продолжаться. Мы находимся в состоянии «полуперезагрузки» уже почти 8 месяцев, если отмерять со времени ее объявления в марте. Долго продолжаться это, конечно, не может.

Терпение у той или другой стороны, в конце концов, лопнет. Пока, похоже, «перезагрузка», родившаяся, если кто не помнит, с филологическим изъяном (американцы сначала, в марте этого года, когда Клинтон подарила знаменитую символическую кнопку Лаврову с надписью «перегрузка») никак не идет на активное исправление. Иногда даже кажется, что в Вашингтоне вкладывают в термин совершенно не тот смысл, как его понимают в России. От Москвы вроде бы ждут даже не «перезагрузки», а «переориентации».

В решении Обамы по ПРО, конечно, учтены горячие протесты Москвы по этому поводу. Но вовсе не податливость новой администрации на кремлевские уговоры и протесты стоит за ним. Здесь соображения гораздо более комплексные. Похоже, что 44-й президент США действительно готов изменить подход «его Америки» к мировой политике и больше учитывать реалии изменившегося мира. При сохранении, естественно, американских интересов. Вполне возможно, что это и приведет к действительной «перезагрузке» в наших отношениях. А то знаменитая кнопка до сих пор никак не хочет «заводиться».

В наших первых оценках шага новой администрации (судя по тому, что уже написано и сказано), увы, просматривается извечная российская привычка выдергивать из контекста малое и превращать его в главное, до невероятности запутывая суть. Не надо бы смешивать разные вещи: отказ от развертывания радара в Чехии и 10 ракет-перехватчиков в Польше - это совсем не отказ от создания системы европейской ПРО. Ни сам Обама, ни «наследный» (доставшийся от Буша) министр обороны Роберт Гейтс, ни генерал Джеймс Картрайт (главный архитектор ПРО США и тоже, кстати, «унаследованный» от Буша) об этом не говорили. У Обамы основа первой фазы новой ПРО южной и восточной Европы будет покоиться на зенитных ракетах самых современных на флоте США эсминцах типа «Эджис». Их легко ввести в Средиземное море и развернуть на дежурстве даже раньше Рождества этого года.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала