Рейтинг@Mail.ru
Пекин и Вашингтон: куриный конфликт поставили на колеса - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пекин и Вашингтон: куриный конфликт поставили на колеса

© РИА НовостиМежду Пекином и Вашингтоном очередной рецидив курино-автомобильного торгового конфликта
Между Пекином и Вашингтоном очередной рецидив курино-автомобильного торгового конфликта
Читать ria.ru в
Между Пекином и Вашингтоном очередной рецидив курино-автомобильного торгового конфликта. Не успел президент Обама объявить о том, что он вводит заградительные (а по сути карательные) тарифы на китайскую шинную продукцию, как Пекин потребовал 14 сентября начала консультаций в ВТО по поводу законности таких мер.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

Между Пекином и Вашингтоном очередной рецидив курино-автомобильного торгового конфликта. Не успел президент Обама объявить о том, что он вводит заградительные (а по сути карательные) тарифы на китайскую шинную продукцию, как Пекин потребовал 14 сентября начала консультаций в ВТО по поводу законности таких мер и одновременно санкционировал расследование демпинговой практики при экспорте американской курятины в Поднебесную. Первый шаг обычно предшествует официальному протесту в ВТО.

По решению Обамы тарифы на покрышки китайских производителей будут увеличены с 4-х до 39%. Вашингтон не мог не знать, что Пекин немедленно ответит на такие шаги, хотя и предостерег его от «протекционистских ответных мер». Поднебесная поступила в полном соответствии со своей практикой и немедля «вплотную занялась» несправедливой торговой практикой США в области экспорта автомобилей и курятины. На это ее подвигли, как было дежурно объявлено, «многочисленные жалобы китайских производителей».

Хотя издалека протекционистские па Вашингтона и Пекина выглядят довольно пугающе, экономисты по обе стороны большого водораздела никак не могут прийти к заключению по поводу того, приведет ли это само по себе  к катастрофическим результатам или перед нами игра, рассчитанная на внутриполитическое потребление.

Со стороны Обамы, второй вариант кажется наиболее вероятным. Обама подписал соответствующее распоряжение после протеста американского Профсоюза работников металлургической промышленности (большинство шинников принадлежат как раз к нему). В нем говорилось, что за последние пять лет в отрасли было потеряно 5 тысяч рабочих мест. А как раз 20 сентября Обама должен выступить на очередной конференции крупнейшего американского профсоюзного объединение АФТ-КПП. Кстати сказать, в том же Питтсбурге, где через несколько дней после этого он будет принимать лидеров G-20.

Поддержка профсоюзов крайне важна для реформы здравоохранения Обамы. Без их лобби он будет просто не в состоянии пробить ее в конгрессе. То же касается финансовых и экономических мер американского президента.

Он не сделал, собственно, ничего из ряда вон выходящего. Увеличение карательных тарифов на китайскую шинную продукцию было предусмотрено, в случае резкого роста ее импорта, еще в законодательстве конгресса о согласии на вступление Пекина в ВТО в 2001-м. По американским данным, Китай увеличил экспорт шин в США (в основном речь идет о дешевых покрышках для легковых машин и пикапов) с 14,6 млн в 2004-м до 46 млн – в 2008. Между прочим, американский шинный рынок, сам по себе, на такие «завоевания» Китая почти не реагировал. Здесь большая часть прибылей делалась в сегментах среднего и высокого качества.

Что касается предстоящей встречи лидеров ведущей мировой промышленной «двадцатки» в Питтсбурге, то она не должна превратиться в проблему в связи с мерами Обамы. Даже несмотря на то, что главной темой на ней как раз и будет вопрос о том, как сдвинуть с места дохийский раунд торговых переговоров и облегчить «передвижение товаров и услуг». В конце концов, и на первой встрече лидеров G-20 в Вашингтоне в прошлом году и в Лондоне - в этом, премьеры, президенты и министры тоже спокойно обсуждали меры против протекционизма, чтобы, вернувшись в свои страны, начать проводить как раз такие меры даже не в розницу, а оптом.

Так что главное в том, не перегнул ли Обама палку в отношениях с Пекином.

Рост ВВП в Китае в прошлом году сократился до 6,8%. Такой рост для Европы и США был бы просто чудом. Но все эксперты по Китаю полагают, что опустись он ниже 6%, и в Китае начнется массовый рост безработицы, а за ним непредсказуемые социальные волнения и вероятная политическая дестабилизация. Второе, конечно, не придет немедленно, но первое грозит объявить себя сразу. Так что теперь надо будет ждать, во что выльется ответ Китая Вашингтону.

«Курами» и «запчастями» Вашингтон и Пекин «воюют» уже не первый год. В 2004-м КНР и США уже вводили полный запрет на «куриный импорт» по причине птичьего гриппа. Через год Китай снял его, но оставил запрет на импорт курятины из нескольких штатов США. На сегодня Китай импортирует ежегодно 580 тысяч тонн американской курятины  - 75% всего «куриного импорта» Поднебесной.  Америка же до сих пор сильно ограничивает импорт китайской продукции птицеводства.

Но Китай сегодня - это уже далеко не Китай 2004-го или 2005-го. Психология отношений Вашингтона с Поднебесной начала меняться еще задолго до последних выборов в США. Во время предвыборной кампании 2008-го года тогдашняя главная соперница Обамы, а ныне его госсекретарь Хиллари Клинтон совсем неспроста ответила на вопрос «Почему бы нам не быть жесткими с Пекином» следующим образом: «А как вы можете быть жесткими со своим главным банкиром?». Китай на сегодня стал главным закупщиком американского внешнего долга. По данным английской Financial Times, Пекин ежемесячно закупает ценных бумаг американского казначейства на 20 млрд долларов. И при этом не устает повторять, что США обязаны гарантировать надежность своих ценных бумаг, и намекает, что в противном случае активно займется поисками иной «резервной валюты», кроме доллара.

Более того, в этом, кризисном году Китай переступил сразу три контрольных точки на пути к превращению в ведущую экономику мира. На сегодня Китай: a) крупнейший экспортер (он обошел весной Германию); b) он теперь крупнейший рынок автомобилестроительной продукции и c) страна с крупнейшими золотовалютными резервами – более 2 триллионов долларов. Аналитики Goldman Sachs еще пару лет назад предсказывали, что Поднебесная оттеснит США и Японию (второе место) где-то ближе к 2027 году. Теперь они полагают, что это может произойти лет через 5.

Так что теперь, похоже, все действительно будет зависеть от того, насколько серьезно отнесутся в Пекине к американскому наступлению на китайские шины. С одной стороны, Пекин уже заявил, что меры США могут привести к потере в КНР 100 тысяч рабочих мест и утрате экспортных прибылей в размере до 1 млрд долларов. С другой - слишком уж резкие антиамериканские телодвижения «Большого дракона» могут вызвать широкомасштабную торговую войну, втянуть в нее Европу, вызвать потерю американских рынков сбыта и последствия, для китайской экспортно-ориентированной экономики и вовсе катастрофические. А вслед за ними столь же катастрофические социальные последствия. Для страны с населением в 1,3 млрд человек они могут обернуться и политическими катаклизмами. Так что скорее всего и Пекин, и Вашингтон ограничатся «мягкими уколами». Во всяком случае, все на это надеются.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала