Рейтинг@Mail.ru
Дальневосточный форум: новые подходы во время кризиса - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дальневосточный форум: новые подходы во время кризиса

© РИА Новости / Вячеслав Реутов | Перейти в медиабанкЧетвертый Дальневосточный международный экономический форум в Хабаровске
Четвертый Дальневосточный международный экономический форум в Хабаровске
Читать ria.ru в
В Хабаровске 8-9 сентября прошел IV Дальневосточный международный экономический форум. На нем обсуждались ключевые направления развития экономики Дальнего Востока и Восточной Сибири в условиях кризиса.

Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.

В Хабаровске 8-9 сентября прошел IV Дальневосточный международный экономический форум. На нем обсуждались ключевые направления развития экономики Дальнего Востока и Восточной Сибири в условиях кризиса. Президент России Дмитрий Медведев поставил перед участниками форума сверхзадачу - начать новые выгодные проекты в регионе в нынешних непростых условиях.

Главная задача - привлечение инвесторов для комплексного развития

Основной проблемой Дальнего Востока и Восточной Сибири уже многие десятилетия остается привлечение долгосрочных инвестиций в регион, которые бы обеспечили его комплексное развитие.

Как отмечалось на форуме, попытки массированного государственного инвестирования в регионе предпринимались несколько раз. Так было в 1930-е, 1950-е и 1970-е годы прошлого века, а также в рамках Программы развития Дальнего востока на 1986-2000 годы.

Но почти все из них начинались за здравие, а затем сводились к нулю. До сих пор не реализован переход от стадии инфраструктурного развития к стадии нормального, диверсифицированного индустриального развития. Да и сама инфраструктура так и не была сформирована в соответствии с планом. «Комплексного развития не получилось», - констатировал в начале форума полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Виктор Ишаев.

По мнению полпреда, сейчас нужно обратить внимание на такие вопросы, как развитие перерабатывающих производств, внедрение в кооперационные цепочки национального и мирового рынка, обеспечение опережающего развития диверсифицированной энергетики и инфраструктуры, прежде всего транспортной.

Тем не менее, анализ текущей ситуации на Дальнем Востоке показывает, что по ряду основных макропоказателей регион опережает остальную Россию. Индекс промышленного производства за первые семь месяцев 2009 года в ДФО вырос и составил 106%, в то время как в целом по стране отмечается падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14%.

С начала 2009 года в регион инвестировано 267 млрд рублей, что составляет более 120% к уровню 2008 года. В последние три года за счет федеральных инвестиций закладывалась неплохая база динамичного развития региона.

Однако рост промпроизводства крайне неравномерно распределяется между отраслями и субъектами федерации, входящими в ДФО. Он по-прежнему обеспечен добывающим сектором за счет реализации нефтегазовых проектов на Сахалине, увеличения добычи золота на Чукотке и Амурской области.

Сейчас необходимо направить деятельность реальных и потенциальных инвесторов на обеспечение комплексного развития. Для этого необходимо решить задачи развития высокотехнологичных производств в авиа- и судостроении, машиностроении и металлургии, обеспечить инновационное освоение ресурсов океана. Особое внимание должно быть уделено вопросам внедрения новых технологий и высокопроизводительной техники. Необходимо обеспечить комплексное и опережающее, относительно средних параметров по стране, развитие социальной сферы и человеческого капитала.

Без нефти и газа не обойтись

Тем не менее, как отметил на форуме в Хабаровске заместитель председателя Госдумы Валерий Язев, особого внимания заслуживает беспрецедентная программа газификации Востока страны. Уровень газификации восточных субъектов Российской Федерации не превышает 6-7%, что в 10 раз ниже, чем в европейской части страны. Устранить эту диспропорцию призвана Восточная газовая программа, утвержденная два года назад.

Как сообщил на Дальневосточном форуме зампредседателя правления «Газпрома» Александр Ананенков, объем инвестиций в проекты, которые компания реализует на Дальнем Востоке, в 2009 году увеличится, несмотря на кризис, на 30 млрд рублей, и составит 67 млрд рублей. В 2010 году вложения превысят 100 млрд рублей.

В июле этого года «Газпром» приступил к плановому строительству магистрального газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». Завершение строительства его первой очереди предполагается в третьем квартале 2011 года.

По словам Ананенкова, еще один важный элемент Восточной газовой программы - формирование Якутского центра газодобычи. Его развитие будет осуществляться на базе Чаяндинского месторождения, лицензию на разработку которого «Газпром» получил год назад. Получение первой нефти на этом месторождении планируется уже в 2014 году, ввод в разработку газовой залежи - в 2016 году.

Якутский проект, как отметил Ананенков, является комплексным - наряду с разведкой и обустройством месторождений компании предстоит строительство магистрального газопровода «Якутия-Хабаровск-Владивосток», который на значительном протяжении пройдет в едином коридоре с нефтепроводом «Восточная Сибирь-Тихий океан» и в будущем будет объединен с газопроводом «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».

Таким образом, Дальний Восток в ближайшее десятилетие превратится из энергодефицитного в энергоизбыточный регион России, подчеркнул Ананенков.

Деревообрабатывающая отрасль

На форуме также развернулась дискуссия о том, как развивать деревообрабатывающую отрасль региона и всей России.

Хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт на форуме призвал отложить введение запретительных экспортных пошлин на круглый лес на три года. Это, по его мнению, поможет повысить устойчивость регионального рынка лесных материалов.

Как известно, с 2010 года решено повысить вывозные пошлины на необработанную древесину, так называемый кругляк, до заградительного уровня - 80% от таможенной стоимости, но не менее 50 евро за кубометр. Эта мера фактически закроет российский экспорт древесины. Но вводить, по сути, полный запрет на экспорт российской древесины, пока еще не созданы отечественные предприятия по ее глубокой переработке, мягко говоря, нерационально.

Губернатр Шпорт предложил отложить введение этих запретительных экспортных пошлин на круглый лес на три года. По его мнению, это повысит устойчивость регионального рынка лесных материалов и простимулирует развитие отечественной деревообработки. Для предприятий, реализующих крупные проекты в области деревообработки, Шпорт предложил снизить экспортные пошлины на кругляк вплоть до обнуления.

По его словам, в период действия льготных экспортных пошлин можно будет модернизировать лесной сектор региона и оптимизировать экспорт леса. Как отметил губернатор, сейчас эффективность реализации инвестиционных проектов в лесной индустрии края сдерживается инфраструктурными ограничениями, высокими транспортными и энергетическими тарифами.

Кроме того, на Дальнем Востоке полностью отсутствуют предприятия по производству целлюлозы, где утилизируется низкотоварная древесина. По расчетам специалистов, в регионе ежегодно теряется около 3 млн кубометров низкосортного сырья.

Шпорт сообщил, что в городе Амурск планируется разместить крупное целлюлозное производство мощностью до 500 тысяч тонн в год. Реализация проекта потребует более 30 млрд рублей инвестиций, из них инфраструктурные затраты оцениваются в 5 млрд рублей. Правительству России необходимо рассмотреть возможность участия государства в реализации этого проекта с привлечением средств инвестфонда, считает губернатор.

Надо строить инфраструктуру

Основной проблемой для новых инвестиций на Дальнем Востоке остается слаборазвитая транспортная инфраструктура.

Как сообщил на форуме министр транспорта Хабаровского края Виктор Чудов, на подготовку проекта создания на базе Хабаровского аэропорта крупного транспортного авиационного узла - хаба - может понадобиться до одного года. По его словам, хозяева аэропорта вместе с аэропортом южнокорейского Сеула уже разрабатывают мастер-программу по развитию Хабаровского аэропорта.

Председатель комитета Госдумы Сергей Шишкарев отметил, что для создания подобного узла необходимы несколько условий: выверенная бизнес-модель; национальный авиаперевозчик; который обеспечит его работу; модель транснациональных перелетов, состыкованных с региональной сетью; и, самое главное, инвестор. У самого Шишкарева нет сомнений в окупаемости проекта.

Губернатор Амурской области Олег Кожемяко предлагает привлечь к реализации проекта строительства инфраструктуры космодрома «Восточный» - наиболее масштабного проекта в области - негосударственные, в том числе и иностранные инвестиции.

Создание объектов наземной космической инфраструктуры - жилого фонда, аэродрома, коммуникаций, дорог и средств выведения - предполагалось осуществлять в рамках действующей Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы.

Но создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» только за счет средств федерального бюджета в современных условиях представляется неэффективным, констатировал Кожемяко. На современном этапе развитие космонавтики немыслимо без серьезного международного сотрудничества, в том числе финансового, уверен губернатор Амурской области.

«На сегодняшний день в инвестировании мероприятий и проведении работ по созданию обеспечивающей инфраструктуры космодрома изъявили желание участвовать предприятия и организации 18 субъектов Российской Федерации, включая и субъекты Дальнего Востока. Существуют предварительные договоренности о возможном участии японских компаний в инвестировании отдельных объектов - водородного завода, аэродромного комплекса, административно-делового центра в новом городе», - подкрепил свой тезис Кожемяко.

На форуме стало известно, что постановление правительства России о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) в порту Советская гавань Хабаровского края может быть подписано в ближайшие дни. Об этом сообщил губернатор края Вячеслав Шпорт.

По итогам федерального конкурса в Советской гавани уже ведется работа по созданию первой в России морской портовой ОЭЗ. Также на побережье Татарского пролива в бухтах Ванино, Мучке, заливе Советская гавань формируется транспортно-промышленный узел, предполагающий увеличение объема переработки грузов с нынешних 10 млн до 80 млн тонн в 2020.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала