Рейтинг@Mail.ru
Инфраструктурный коллапс: выдумка или реальность? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Инфраструктурный коллапс: выдумка или реальность?

© РИА Новости / Валерий Титиевский | Перейти в медиабанкАвария на Саяно-Шушенской ГЭС – одна из крупнейших техногенных катастроф в истории современной России
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС – одна из крупнейших техногенных катастроф в истории современной России
Читать ria.ru в
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС по количеству одномоментно выделившейся энергии и по масштабам разрушений превзошла аварию на Чернобыльской АЭС. Причины случившегося еще предстоит выяснить, но сам факт неизбежно стал причиной новой волны разговоров и инсинуаций на тему физического износа российской инфраструктуры и грозящей в связи с этим волны техногенных катастроф...

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС – одна из крупнейших техногенных катастроф в истории современной России. По количеству одномоментно выделившейся энергии и по масштабам разрушений она превзошла аварию на Чернобыльской АЭС. Причины случившегося еще предстоит выяснить, но сам факт столь масштабной аварии на столь значительном объекте неизбежно стал причиной новой волны разговоров и инсинуаций на тему физического износа российской инфраструктуры и грозящей в связи с этим волны техногенных катастроф.

По горячим следам аварии в авторитетных британских и американских СМИ появились материалы с участием видных экспертов. Суть их можно сформулировать так: созданная во времена СССР инфраструктура отработала свое и вот-вот «посыплется» и то, что произошло на Саяно-Шушенской ГЭС – сигнал, предвещающий целую череду техногенных катастроф.

Российское руководство отреагировало на это весьма болезненно. Президент Дмитрий Медведев назвал заявления о технологическом коллапсе РФ «брехней» - «руки начали потирать те, кому не нравится Россия в действующих границах и ее роль на международной арене».

Иностранные эксперты еще с середины 90-х прочат России страшные техногенные катастрофы, но апокалиптические прогнозы, к счастью, пока не сбылись. Очередное «кризисное» обострение случилось на рубеже XXI века. Эксперты и журналисты вновь заговорили о том, что в ближайшие годы технологический задел, оставшийся со времен СССР, будет исчерпан, и, начиная с 2003-2005 годов, Россию постигнет череда техногенных катастроф. В обиход вошел даже специальный термин «проблема 2003 года», когда все это должно было начаться. И опять - мимо.

Значит ли это, что проблемы износа техносферы нет как таковой, или проблема все же есть, но ее масштабы сильно преувеличены? Скорее всего, авторы расчетов недооценили качество советских технологий.

В начале 2000-х группа ученых Института прикладной математики им. М.В. Келдыша опубликовала статью, в которой были сформулированы и с помощью математического анализа обоснованы возможные кризисные явления, с которыми столкнется наша страна. Уже первая строка доклада заставляет насторожиться: «Россия вошла в ту фазу системного кризиса, в которой негативные тенденции последних 15 лет в экономической, социальной, техногенной сферах начинают приводить к новым типам катастроф, бедствий, нестабильностей». Ученые подчеркивали: в крайне опасном состоянии находится инфраструктура – технологический парк практически всех отраслей промышленности, плотины, трубопроводы, дороги, линии электропередач, коммунальное хозяйство (здесь износ многих систем превышает 75%) не способны обеспечивать не только развитие нашей экономики, но и ее устойчивое безопасное функционирование. Слово «системный» применительно к кризису означало, что его нельзя преодолеть с помощью отдельных мер в каких-то конкретных областях.

Российские чиновники и сами признают, что инфраструктура действительно в плачевном состоянии. По словам главы Ростехнадзора Николая Кутьина, в течение примерно 20 лет – с середины 80-х до конца 2005 года - не проводилось практически никаких работ по ее модернизации. Но начиная с 2006-го дело сдвинулось с мертвой точки, и в течение трех лет наблюдались «фантастические показатели» по объемам реконструкции и капитального ремонта. «Мы имели под надзором 11 тысяч одновременно реконструируемых объектов, - рассказывает глава Ростехнадзора. – но с началом кризиса этот показатель резко упал – сейчас мы имеем под надзором 3,5 тысячи объектов. Это пугает немного». Однако г-н Кутьин уверен, что если российская экономика в ближайшее время преодолеет финансовый кризис, то уже на будущий год вновь будет наблюдаться рост объемов модернизации технических и инфраструктурных объектов.

Но модернизация модернизации рознь. Недаром ученые акцентировали внимание на том, что кризис системный и перед страной стоит задача ни много, ни мало модернизировать всю техносферу, а не отдельные объекты, а тем более их фрагменты. В противном случае проводимые модернизации сами могут становиться причинами новых аварий. Взять, например, взрыв на шахте «Ульяновская» в 2007 году. Как рассказал Николай Кутьин, по итогам проведенного расследования Ростехнадзор пришел к выводу, что причиной аварии стала ускоренная модернизация – старая шахта и новое высокопроизводительное оборудование оказались несовместимы. На Саяно-Шушенской ГЭС тоже шла модернизация, в частности была поставлена новая система автоматики, которая в результате и не сработала.

Катастрофа в Хакасии стала для российских властей сигналом о том, что необходимо в срочном порядке озаботиться состоянием важнейших технических объектов. Даже российский президент, жестко отвечая на критику иностранными СМИ отечественной инфраструктуры, все же признал, что «технологическое отставание страны действительно сильно», а инфраструктура зачастую неэффективна и нуждается в незамедлительной модернизации.

Но хватит ли у государства и бизнеса политической воли и средств на комплексное реформирование техносферы? Ведь только на ликвидацию последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС потребуется порядка 40 млрд рублей, а работы займут около четырех лет.
Но если не будет комплексного решения проблемы, получится замкнутый круг: все больше средств придется направлять на ликвидацию последствий техногенных катастроф, в результате не будет хватать ресурсов на обновление инфраструктуры, и это станет причиной новых катастроф.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала