Рейтинг@Mail.ru
Советская пастушка - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Советская пастушка

© РИА НовостиСегодня, 21 июля, мы вспоминаем Вию Артмане (1929-2008); великая актриса совсем немного не дожила до своего 80-летия.
Сегодня, 21 июля, мы вспоминаем Вию Артмане (1929-2008); великая актриса совсем немного не дожила до своего 80-летия.
Читать ria.ru в
Сегодня, 21 июля, мы вспоминаем Вию Артмане (1929-2008); великая актриса совсем немного не дожила до своего 80-летия. Артмане была самой знаменитой латышской актрисой в Советском союзе. Она лишь родилась в Латвии, в деревушке под Тукумсом, а в жилах ее текла польская кровь матери и немецкая – отца.

Анатолий Королев, писатель, член Пен-клуба, для РИА-Новости.

Сегодня, 21 июля, мы вспоминаем Вию Артмане (1929-2008); великая актриса совсем немного не дожила до своего 80-летия.

Артмане была самой знаменитой латышской актрисой в Советском союзе. Она лишь родилась в Латвии, в деревушке под Тукумсом, а в жилах ее текла польская кровь матери и немецкая – отца. После трагической гибели молодого отца, который не дожил до рождения дочери, мать с дочерью на руках оказалась без всякой защиты и пустилась в нелегкие житейские странствия. Дни, когда мать батрачила, девочка проводила в одиночестве, среди самодельных кукол, сплетенных из травы и цветов, пока не подросла настолько, что могла уже взять в руки батожок и отправиться пасти стадо крестьянских коров: с 10 до 15 лет будущая звезда театра и кино была пастушкой.

Ее судьба напоминает судьбу другой нашей знаменитости – Любови Орловой, с той лишь разницей, что Орлова родом была из графинь, и научилась доить коров и ворочать бидоны уже после революции, а Вия Артмане сначала научилась доить, а уже потом стала графиней театральных подмостков.
Однажды, когда девочка танцевала в пустой комнате под звуки радио, танец пастушки подглядела сердобольная хозяйка и, пленившись грацией Алиды (Вия – артистическое имя актрисы), отдала ее учиться в балетную студию.

То, что Латвия оказалась под властью советской России, лично для нее обернулось удачей – новая власть была озабочена судьбами выходцев из рабоче-крестьянской среды, и перед вчерашней пастушкой открылись прежде запретные пути и дороги. Она поступает в драматическую студию при художественном театре имени Райниса. Поступает не по протекции, а лишь благодаря редкой красоте и таланту.

Она становится любимой ученицей основателя труппы, режиссера Эдуарда Смильгиса. Со стороны ее путь к вершинам выглядит на удивление гладким. После окончания училища в 1949 году Вия становится

профессиональной актрисой, и шаг за шагом идет к трону латышской сцены, примеривая - как короны - роли из классического репертуара: пастушка стала грациозной Джульеттой из драмы Шекспира (1953), и эта роль принесла ей первый успех, а в зените карьеры уже играла самих королев. Вспомним хотя бы Елизавету Английскую из одноименной пьесы Брукнера (1980).

Но подлинную славу Вия Артмане снискала в кино.

На экране она была удивительно органична, и продемонстрировала такой широкий диапазон актерских

возможностей, который не удалось воплотить даже таким знаменитым актрисам, как Вивьен Ли или Марлен Дитрих. Уже ее дебют в забытом сегодня фильме «После шторма» был замечен и публикой, и профессионалами, а роль паромщицы Сони, многодетной матери в мелодраме «Родная кровь» сделал латышскую актрису общероссийской звездой.

Тут нужно взять паузу.

Успех Вии Артмане во многом связан с положением советской и отдельно русской женщины. Если коротко - наши актрисы умели играть «баб», да и сами во многом были «бабами». Та же Орлова сделала все, чтобы в ней никогда не узнали молодую графиню из рода Орловых. Отсюда броский нажим, брутальность игры, нарочитая грубость. Артмане сыграла другое, – она показала то, какой может и должна стать русская женщина, - мадонной, матерью, любовницей, государственным деятелем, наконец, королевой, не трактористкой. Тут сработал ее «иностранный облик», ее легкий акцент, сработала ее «нерусскость», каковая, например, помогла в карьере Эдиты Пьехи, которая тоже была из низов, дочкой шахтера, но шахтера из Польши, детство которой прошло в Германии, и явилась на нашей эстраде элегантным воплощением заграницы.
В Артмане публика видела то, какой должна быть женщина.

Выпрями спину, стань красавицей, надень легкие туфли, сними сапоги, танцуй, используй косметику, соблазняй, флиртуй, командуй, встань с мужчиной на равных, -  в популярности Артмане скрыт феминистский прорыв. Увлеклись не столько самой актрисой, сколько ее чувством достоинства. В каком-то смысле Артмане стала воплощением этических и политических принципов нарождающегося в СССР феминизма.
Вот почему еще ее карьера была столь успешна.

Только один перечень фильмов, где блистала актриса, захватывает дух знатока: «Родная кровь», «Никто не

хотел умирать», «Сильные духом», «Баллада о Беринге…», «Эдгар и Кристина», «Театр», «Моозунд», «Спасенному рай», «Человек свиты», «Любовь»…

К роковой дате распада СССР Вия Артмане была национальным достоянием Латвии, актрисой номер один, Народной артисткой СССР, председателем Латвийского союза театральных деятелей, депутатом и делегатом, кандидатом в ЦК латышской компартии, человеком, имеющим власть.

Разрыв с Россией дался ей очень непросто: националисты увидели в ней воплощение русской культурной экспансии. Она лишилась всех постов, оставила сцену, где играла почти 50 лет, потеряла дом: его вернули хозяину, который назначил за аренду непосильную для нее плату. В конце концов, Артмане оказалась в деревне, в предместье столицы, на хуторе, среди близких людей, сына и дочери, в окружении забытых, но привычных крестьянских забот о хлебе насущном.

Именно в те дни она с вызовом приняла православие.

Для Латвии это стало землетрясением.

Тут нужно заметить, что вне сферы России, даже под эгидой Объединенной Европы, жить в Прибалтике стало очень непросто. Меньше всего я хочу заступиться за прошлое. Люди лишились преимуществ равнодушной опеки советской империи. Исчезли все формы государственной помощи людям искусства. Испарились творческие союзы. Сгинула Рижская киностудия. Пришли те, кто со злостью бастарда считает каждый лат, кто держит мелочь во рту, за щекой. Даже благополучная прежде Литва отшатнулась от нового времени – больше 2 миллионов молодых людей бросили отечество, а по количеству самоубийств маленькая страна вышла в лидеры Евросоюза. Психологическая ситуация в Латвии и Эстонии ничем не лучше.

Каток перемен прошелся и по судьбе Артмане. Она перенесла два инсульта, и один инфаркт, но сумела вернуть актерскую форму.

«Латвия мала для меня, - откровенно говорила актриса, - мне не хватает пространства, я не привыкла так узко жить».

Между тем от предложения уехать в Москву она отказалась.

Наконец, латышская власть спохватилась, и хотя бы финал жизни Артмане был озарен лучами признания: она стала играть на сцене рижского молодежного театра, где замечательный режиссер Херманис поставил для актрисы «Пиковую даму», к 70-летию у Артмане появилась в Риге квартира, ей вручили похвальную грамоту (ну и ну!) и даже дали премию в 500 латов.

Ее последней работой в кино стал роль императрицы Екатерины II в фильме Хотиненко «Золотой век» - что ж, она не утратила прежней царственности, только взгляд стал горьким, но это лишь придало мощи актерской игре. Пастушка до конца исполнила земную роль, и ушла с подмостков в заоблачный рай небесных коров, ангельских колокольчиков, стала звездочкой на Млечном пути.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала