Рейтинг@Mail.ru
Космическая "Русь": есть вопросы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Космическая "Русь": есть вопросы

© РИА Новости / Сергей Субботин | Перейти в медиабанкНовый многоразовый космический корабль "Русь" будет проектировать и строить флагман отечественной космической индустрии ракетно-космическая корпорация "Энергия"
Новый многоразовый космический корабль Русь будет проектировать и строить флагман отечественной космической индустрии ракетно-космическая корпорация Энергия
Читать ria.ru в
Шестого апреля конкурсная комиссия Роскосмоса объявила о том, что новый многоразовый космический корабль "Русь" будет проектировать и строить флагман отечественной космической индустрии ракетно-космическая корпорация "Энергия". В 2010 должен быть готов проект этого корабля...

Андрей Кисляков, для РИА Новости.

Шестого апреля конкурсная комиссия Роскосмоса объявила о том, что новый многоразовый космический корабль «Русь» будет проектировать и строить флагман отечественной космической индустрии ракетно-космическая корпорация «Энергия». В 2010 должен быть готов проект этого корабля. Определились и с перспективной ракетой-носителем среднего класса, которая выведет преемник заслуженных «Союзов» и «Прогрессов» на орбиту.

Таким образом, и в средствах выведения, и в пилотируемо-автоматических аппаратах - путь ясный. Во всяком случае, теперь не скажешь, что у России нет «государственной стратегии в области космоса». И корабль новый будет и ракета. Но радости никакой. Почему?

Еще летом 2005 г. в нашем распоряжении был выполненный по крылатой схеме проект многоразового корабля той же «Энергии», названный «Клипер». Это – факт. Корабль собирались строить, о чем сообщалось открыто и десятки раз. И это – факт. Через год «Клипер» объявили бесперспективным, и вместо него наметили в очередной раз глубоко модернизировать «Союз» с параллельной разработкой нового корабля вместе с европейцами.

С лета 2006 по текущую весну тема космического корабля ушла в тень. В марте оказалось, что Европейское космическое агентство (ЕКА) отнюдь не горит желанием создавать что-то совместное с Роскосмосом. И вот - апрельское сообщение об официальном старте работ по собственно российскому кораблю.

Что же из сказанного следует? То, что в любом случае мы четыре года вплотную не занимались проблемой нового корабля. Или, может, быть потерянные годы и не так существенны? К сожалению, это не так. Более того, потерянные годы, скорее, критичны. Если исходить из сегодняшнего международно-космического расклада и предусмотренных для «Руси» задач.

Вот что говорил о сроках исполнения и задачах «Руси» в интервью программе «Вести» 10 апреля руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов.

«В 2015 году мы должны сделать первый запуск нового грузовика и начинать отработку пилотируемых кораблей. А в 2018-м, через три года, эта система должна заработать уже в пилотируемом варианте. …Самое главное, что будет возможность полета на Международную космическую станцию. На будущую определенную станцию, которая у нас есть, сборочная, экспедиционная, так называемый комплекс. Это есть у нас такое в программе, после МКС. Полеты на Луну».

Теперь мы знаем, что «Русь» предназначается для полетов на МКС и еще на какой-то пилотируемый объект. Но ведь активный срок существования МКС заканчивается в 2015 г. Существует, правда мнение продлить эксплуатацию комплекса до 2020 г. Но такое решение принимается даже не большинством национальных космических агентств стран – участниц программы, а высшим руководством государств. А об этом пока речи нет. Более того, главный финансовый туз и участник развертывания МКС, Соединенные Штаты, - против пролонгации. Может статься, что, «приземлив» свои шаттлы, они вообще откажутся от полетов на комплекс после 2010 г.

Впрочем, допустим, МКС работает и в 2020 и даже в 2022 г. А мы-то успеваем хоть пару раз слетать туда на новой «Руси»? Далеко не факт, памятуя о реализации предыдущих проектов, например ракетного комплекса «Ангара», который уже давно превратился в истинный космический долгострой. И не забудем при этом о глобальном кризисе, который так и норовит съесть запланированные увеличения ассигнований на космическую деятельность. Кстати, в одном из интервью заместитель генерального конструктора «Энергии» Валерий Рюмин охарактеризовал сумму в 800 млн. рублей, ассигнованную на разработку эскизного проекта корабля как недостаточную на 30%.

Иными словами, МКС и «Русь», если и соприкоснуться когда-нибудь, - то и это хорошо. Говорить же о широком использовании нового корабля по этой программе вряд ли уместно. Не потеряй мы четыре года на «уговоры» ЕКА, можно было бы еще и помечтать.

Тогда куда лететь? Скорее всего, на новую пилотируемую станцию. Но, что мы знаем о ней. Практически ничего, кроме общих заявлений. То она охватывающая всю территорию России наш форпост на полярной орбите, то - сборочный комплекс для будущих межпланетных экспедиций. Может быть, что-то общее… Короче, пока не видно серьезных планов в отношении этого объекта.

Есть, правда, один маленький нюанс, который, однако, говорит о многом. В конце января Анатолий Перминов, отвечая на вопрос «Российской газеты»: «Что это будет за станция, сугубо российская или новая международная?», - ответил следующее. «Все зависит от финансирования, состояния на тот период международного сотрудничества в пилотируемой космонавтике и перспективных проектов в этой области».

А теперь сравним это высказывание с фрагментом интервью начальника Управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексея Краснова для сайта Роскосмоса 1 апреля. «Создание пилотируемого корабля зависит от финансирования и готовности международного космического сообщества. Точнее сказать – от желания политиков предложить новый проект с использованием имеющегося опыта совместного строительства и эксплуатации Международной космической станции. Без объединения ресурсов нельзя рассчитывать на серьезные лунную и марсианскую программы. Вместе с тем, полагаю, что российская программа должна быть самодостаточной и интересной для нас в национальном плане – с целью загрузки и развития нашей науки и промышленности, и в то же время интересной для международного сообщества. Надеюсь, что мы пойдем по этому пути».

Каков вывод? Очевидная зависимость наших перспективных космических начинаний от денег и международной кооперации.

А партнеры готовы к такой «жертве»? Пока все говорит об обратном: на подходе собственно американские и западноевропейские разработки как грузовой, так и пилотируемой техники, которые по срокам явно опережают «Русь.

Наше весеннее размежевание с ЕКА говорит само за себя. Нет никаких оснований считать, что мы станем уже в ближайшей перспективе востребованными, во всяком случае, в рамках пилотируемых программ.
Примечательно в этом отношении интервью Геннадия Падалки, нынешнего командира МКС, опубликованное в «Новой газете» 30 марта. По мнению ветерана космоса, «наше отставание в различных космических технологиях - от 7 до 30 лет». Или еще одна выдержка из этого интервью: «Конечно, скажут, кризис, не до космонавтики. Но кризис только сейчас разворачивается, а МКС уже 10 лет летает. Видимо, боятся чиновники ставить вопросы остро. В результате скоро никто нас уже в партнеры не возьмет… мы неинтересны в плане новых технологий».

Чудес, как известно, не бывает. Таким образом, «Русь» пока не имеет не только собственных обоснованных задач, ни и вряд ли удостоится чести стать участником международных программ. Но тогда, где же «государственная стратегия в области космоса»?

Ведь не в самом факте же создания к определенному сроку корабля, который не имеет четкого представления, куда лететь и зачем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала