Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Планы создать под крылом гигантской промышленной госкорпорации "Ростехнологии" новую авиакомпанию, сопоставимую по размерам с "Аэрофлотом", столкнулись с проблемой стремительного роста цен на авиатопливо. Долги авиационного альянса "ЭйрЮнион", которому была уготована роль нового лидера российской гражданской авиации, достигли $1млрд. Его, скорее всего, ждет процедура банкротства.
В этом месяцы проблемы «ЭйрЮнион» сильно обострились. Причина банальна – цены на авиакеросин менее чем за год выросли в два раза. Во вторник 26 августа кризис в авиаальянсе достиг пика: из московского «Домодедово» не вылетел ни один из 22 рейсов «ЭйрЮнион», так как просто нечем было платить за топливо, и в аэропорту застряло более 3400 человек.
В итоге потребовалось вмешательство премьер-министра России Владимира Путина, который дал поручение выделить из госрезерва «ЭйрЮниону» 24 тысячи тонн топлива – по 1,2 тысячи тонн в сутки, чтобы авиаальянс смог развозить пассажиров до середины сентября. Однако, в дальнейшем «ЭйрЮнион», по мнению отраслевых экспертов, вынужден будет прекратить полеты и ему не избежать банкротства. По оценкам, вдобавок к миллиардному долгу по итогам летнего сезона, обычно самого доходного для авиакомпаний, «ЭйрЮнион» получит убыток более $200 млн.
Особую остроту ситуации придает то, что «ЭйрЮнион» частично контролируется государством. В альянс входят пять авиакомпаний: "Красноярские авиалинии", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". Государству принадлежат контрольные пакеты (более 50% акций) «Красноярских авиалиний» и «Домодедовских авиалиний», а также 46,5% «Самары». Другими крупнейшими акционерами «ЭйрЮнион» являются братья-предприниматели Борис и Александр Абрамовичи.
В соответствии с президентским указом (В.Путина) от мая 2007 года все пять авиакомпаний предполагалось преобразовать в единое ОАО с государственным и частным участием. В мае же этого года, согласно еще одному президентскому указу (Д.Медведева) государственные пакеты в «ЭйрЮнион» передавались госкорпорации «Ростехнологии», промышленному монстру, интересы которого простираются от военно-промышленного комплекса до автомобилестроения и гражданской авиации. Предполагалось, что братья Абрамовичи станут партнерами «Ростехонологий» в едином «ЭйрЮнион».
Но планы «Ростехнологий» шли еще дальше. Могущественная госкорпорация планировала присовокупить к «ЭйрЮнион» госсобственность из других авиакомпаний – ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургских авиалиний» и проч. В результате должен был возникнуть авиаперевозчик по объему перевозок на внутрироссийских линиях сопоставимый, если не превосходящий, бессменного отечественного лидера – «Аэрофлот».
Однако всеми ожидаемое банкротство «ЭйрЮнион» в его нынешнем виде вносит существенные коррективы в бизнес-планы «Ростехнологий» в секторе гражданской авиации. В этой ситуации «Ростехнологии», скорее всего, выведут из авиакомпаний «ЭйрЮнион» часть активов, представляющих интерес, и включат их вместе с госпакетами других авиакомпаний в уставный капитал нового авиаперевозчика (возможно, что с похожим названием).
Нельзя исключать, что новый проект «Ростехнологий» в авиации, созданный с нуля и не обремененный старыми долгами, будет успешным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции