Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Сегодня утром во Владивостоке пылал флаг «Роснефти» - так представители общественных организаций протестовали против роста цен на горючее. Активисты «Союза Славян» и «Русского клуба», закрыв лица шарфами и повязками, вышли на площадь у железнодорожного вокзала и потребовали национализации нефтяной отрасли и снижения цен на нефтепродукты до 18-20 руб. за литр. Затем, видимо, поняв бесплодность своих попыток, митингующие демонстративно сожгли флаг с символикой «Роснефти». Блюстители порядка нейтрализовали поджигателя.
Сегодняшняя акция далеко не самая многочисленная - собралось всего два десятка человек. Однако протесты приморских жителей против подорожания топлива, как и сами подорожания, проходят с завидной регулярностью. Только за июль этого года бензин во Владивостоке успел подорожать дважды: третьего июля цены бензин и дизельное топливо на автозаправках местной компании «Альянс» поднялись в среднем на 1,2 руб., а на прошлой неделе подросли еще на 50 копеек. Теперь жителям не самого богатого региона за литр бензина марки АИ 95 приходится выкладывать 29 руб. 19 коп., литр 92-го обходится в 27 руб. 59 коп., за литр дизельного топлива надо отдать 27 руб.
Конечно, рост цен на горюче-смазочные материалы не является проблемой какого то одного региона - по данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин за первую неделю июля выросли в 69 субъектах РФ. В среднем по стране рост составил 1,6%. Аналитики убеждены, что это не предел, в ближайшее время цены снова поползут вверх. Впереди сезон сельохозработ - традиционное время повышения цен на ГСМ, а с 1 августа на $100 за тонну вырастет экспортная пошлина на нефть. Мало у кого вызывает сомнение, что потерянную прибыль нефтяники будут компенсировать, повышая отпускные цены внутри страны.
У потребителя, как всегда, традиционный вопрос к нефтяникам и властям: как получается, что цены в РФ, являющейся одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок, такие же, как в США - крупнейшем импортере нефти? И те и другие разводят руками. Первые ссылаются на мировую конъюнктуру и несовершенство налогового законодательства. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в России привязан к мировым ценам на нефть и каждые два месяца пересматривался в сторону повышения. В результате, в Америке, например, налоговая составляющая в розничной цене бензина не превышает 20%, а в России составляет все 50%. Полтора месяца назад государство обещало снизить НДПИ, но конкретных шагов в этом направлении пока не принято, а между тем затраты на добычу нефти растут.
Власти же обвиняют нефтяные компании в монопольном сговоре. 11 июля в Северодвинске, на совещании, посвященном проблемам развития нефтегазового комплекса, премьер Владимир Путин указал главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву на неэффективность работы его ведомства в этом направлении и пригрозил принять соответствующие кадровые решения. «Мы получили большой заряд бодрости, а лично я - большой прилив сил», - заявил по итогам встречи г-н Артемьев. Спустя несколько дней ФАС сообщила о возбуждении дел е в отношении компаний «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «ТНК-ВР Холдинг» и «Сургутнефтегаз». Крупнейших нефтяников подозревают в установлении монопольно высоких цен на керосин и дизельное топливо.
Глава ФАС пообещал нефтяникам, что если те не согласятся снизить цены, то будут оштрафованы на сумму от 1 до 15% от годового оборота компании. Правда, эксперты уже высказали сомнение в действенности предложенной меры. Конечно, действия ФАС получили «благословение» на самом верху, но у нефтяных компаний есть мощное лобби во властных структурах. А логичных объяснений, почему не удается снизить цены на топливо, у нефтяников хоть отбавляй. Например, можно вспомнить про так и не исполненное обещание снижения НДПИ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции