Рейтинг@Mail.ru
Индийские корабли на российских верфях - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Индийские корабли на российских верфях

Читать ria.ru в
Индийцы понимают те проблемы, которые переживает российская оборонная промышленность - нехватку квалифицированных кадров, рост стоимости материалов и энергозатрат, устаревшие технологические линии.

Никита Петров, специально для РИА Новости.

Эти два события произошли практически одновременно. 11 июня на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», что находится чуть ли не в самом западном городе России - Калининграде, был заложен третий фрегат проекта 11356 класса Talwar для ВМС Индии. В эти же июньские дни на другом, восточном конце страны в Амурском заливе, недалеко от города Комсомольск-на-Амуре, начались испытания многоцелевой атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 971 класса «Щука-Б», которая построена на местной верфи и в ближайшее время должна войти в боевой строй. Но в состав какого флота, это еще вопрос.

Между закладкой нового фрегата для индийских ВМС и испытаниями «Щуки» есть связь. Многоцелевую АПЛ, что строилась на заводе в Комсомольске-на-Амуре, хотели приобрести или взять в лизинг на 10 лет индийские адмиралы. Даже обещали заплатить за него около 2 млрд. долларов, но Москва пока не идет на такой шаг. Видимо, не рискует получить упрек в нарушении договора о нераспространении ядерных технологий. Хотя Советский Союз в середине восьмидесятых годов прошлого века отдавал в аренду индийцам аналогичную подводную лодку с бортовым номером К-43, известную под названием «INS Chakra». Но, правда, вахту у атомного реактора АПЛ несла группа советских моряков.

А заложенный на Калининградской верфи фрегат проекта 11356 - уже шестой в серии подобных кораблей, построенных и строящихся Россией для Индии. Первые три были спущены на воду и сданы индийским морякам в Санкт-Петербурге, на «Балтийском заводе». Они стоили Дели 1,5 млрд. долларов. Это было в 1998-2004 годах. Остальные теперь строятся на «Янтаре». Теперь их стоимость - 1,6 млрд. долларов, а выбор нового предприятия произошел по нескольким причинам. В том числе и потому, что с первыми фрегатами у балтийских корабелов слегка незаладилось. Они затянули их сдачу заказчику из-за того, что зенитно-ракетный комплекс «Штиль» (экспортная модификация отечественного ЗРК «Ураган») не вписывался в заданные для него тактико-технические параметры. А если сказать проще, частенько промахивался по воздушным целям.

Причина того «сбоя» была в том, что петербуржским конструкторам и корабелам не удалось в заданные сроки «повенчать» индийские системы, в том числе разведки и обнаружения воздушных целей, с отечественными огневыми средствами. А объединение в единый комплекс разнородной аппаратуры было одним из основных требований заказчика, на которые согласилась российская сторона. Но эта работа заняла гораздо больше времени, чем предполагалось. Сдача первых трех кораблей затянулась больше, чем на год, что, конечно же, не понравилось индийским морякам. Они даже потребовали выплатить неустойку в размере 40 млн. долларов за затяжку контракта. Но потом эти претензии были все же урегулированы без штрафа.

Приведенные факты свидетельствуют, что в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве, особенно в сфере строительства кораблей, часто возникают какие-то непредвиденные сложности и противоречия. Один из самых ярких примеров - затяжка с модернизацией для Дели на Северодвинском заводе «Севмашпредприятие» тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) проекта 11434 «Адмирал Горшков» или, как его теперь называют, «Vikramaditya». Контракт, подписанный между Россией и Индией в 2004 году, предусматривал переделку бывшего российского корабля, предназначенного для самолетов вертикального взлета и посадки, под истребители МиГ-29К\КУБ, взлетающие с палубы и садящиеся на нее горизонтально. Стоимость контракта была определена в 1,5 млрд. долларов. Он включал в себя практически полную замену старого оборудования, включая и энергетическую установку, и поставку нового, а так же закупку 16 самолетов. Но оказалось, что оговоренных денег хватило только на разборку и некоторые другие операции. На достройку авианосца требуется сейчас как минимум еще миллиард долларов.

Индия пока отказывалась их выделять. Но на днях в Северодвинске, где стоит у причальной стенки авианосец, побывала индийская делегация во главе с первым заместителем министра обороны Виджеем Сингхом, и, по словам информированных источников, «объективно оценила объем работ». Что, по идее, должно внушать хоть робкий, но оптимизм на то, что Дели не откажется от корабля и продолжит его финансирование. На это указывает и тот факт, что многофункциональный истребитель МиГ-29К\МиГ-29КУБ для «Vikramaditya», за который уплачено 750 млн. долларов, уже готов. Самолет, говорят российские экспортеры вооружений, получил высокую оценку индийских летчиков, они прошли полный курс подготовки на этом самолете, и им нелепо будет отказываться от этой машины.

Но, правда, денег пока на достройку нет. Индийское правительство обратилось к российским коллегам с предложением выделить аванс в 250 млн. долларов, который оно обещало потом погасить вместе с остальными расходами. А работы на «Vikramaditya» в полном объеме, по нашей информации, все еще не возобновлены. И сдача корабля заказчику теперь перенесена с 2010 года на 2012-й. И, как считают, специалисты, видимо, это тоже не окончательный срок.

Проблемы со «Щукой-Б», с «Горшковым/Vikramaditya» - не единственные. Зимой этого года Дели отказывался принимать у другого судостроительного завода «Звездочка», что тоже расположен в Северодвинске, модернизированную дизельную подводную лодку «Синдувиджай» (проект 877ЭКМ класс «Варшавянка») из-за проблем с установленным на ней новым противокорабельным ракетным комплексом «Клаб-С». Более того, командование ВМС Индии даже отозвало с завода посланный для приемки субмарины экипаж. Производственный конфликт возник из-за того, что противокорабельный комплекс, который выстреливается через торпедный аппарат, ни разу за шесть попыток не попал в цель - его не сумели согласовать с новой индийской аппаратурой, установленной в прочном корпусе. Возникли те же нестыковки, что когда-то и с кораблями класса Talwar. Сейчас их тоже необходимо отрегулировать.

А перед этим Дели отказывался от модернизированного на российском предприятии противолодочного самолета Ил-38SD с комплексом разведки «Морской змей» из-за того, что тот не соответствовал тактико-техническому заданию  индийских военных...

Тем не менее, на закладке нового корпуса фрегата проекта 11356 на Калининградском заводе «Янтарь» посол Индии в России Прабхат Шукла заявил, что «качество работ нас вполне удовлетворяет. Такие контракты - это важный вклад в стратегическое партнерство наших стран. У нас давние традиции сотрудничества в этой сфере, базирующегося на доверии и дружбе между нашими странами».

Специалисты утверждают, что индийцы понимают все те проблемы, которые переживает сегодня российская  оборонная промышленность - нехватку квалифицированных кадров, постоянный рост стоимости материалов, комплектующих и энергозатрат, устаревшие технологические линии... Но за те деньги, за которые соглашаются строить им корабли отечественные корабелы, сделать аналогичные заказы, к примеру, во Франции или Германии, невозможно. Одновременно, постоянно сопровождая работы на собственных заказах, индийцы осваивают те технологии, которых пока нет у их судостроителей, а заодно и приспосабливают или интегрируют свою электронную аппаратуру, кстати, весьма высокого качества, с российскими средствами поражения. Тоже весьма эффективными. А это опыт, ради которого можно поступиться и сроками выполнения заказа и даже его качеством, которое, в конце концов, достаточно легко усовершенствовать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала