Рейтинг@Mail.ru
Арктика как арена возможного противостояния - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Арктика как арена возможного противостояния

Читать ria.ru в
Глобальное потепление из научного феномена становится политическим фактором. Таяние льдов и расширение времени навигации позволяет говорить о получении свободного доступа к залежам полезных ископаемых и биоресурсам Северного Ледовитого океана.

 Блог автора 

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Глобальное потепление из научного феномена становится политическим фактором. Таяние льдов и расширение времени навигации позволяет говорить о получении свободного доступа к залежам полезных ископаемых и биоресурсам Северного Ледовитого океана. В настоящее время свою деятельность в Арктике расширяют практически все страны региона, стремящиеся максимально укрепить свои позиции в виду грядущих споров о принадлежности арктических вод, шельфа и содержащихся там ресурсов.

Интерес к Арктике объясняется и еще одним обстоятельством. С таянием льдов и возможным открытием круглогодичной навигации по Северному морскому пути (пусть и с ледокольной проводкой в зимний период) на картах мира появится еще один стратегически важный маршрут, соединяющий Европу и Азию, открытие которого станет событием, превосходящим по своему значению открытие Суэцкого и Панамского каналов вместе взятых.

Естественным следствием активизации научной и деловой активности в Арктике, стало повышение интереса к региону со стороны военных, обязанностью которых является защита интересов своих стран в случае возможных конфликтов. В этой ситуации можно попробовать спрогнозировать возможные точки  столкновения этих интересов.

Начать перечисление следует с ресурсов - учитывая постоянный рост цен на углеводородное топливо, эта тема привлекает наибольшее внимание. Предметом спора могут стать не только месторождения, находящиеся на формально нейтральных территориях, но и в критической ситуации в исключительной экономической зоне. Вопрос только в том, каких значений достигнет цена барреля нефти и тысячи кубов природного газа прежде чем требования о равном и свободном доступе к энергоресурсам Арктики станут постоянным спутником любых переговоров между заинтересованными странами.

Не менее живой интерес представляет собой транспортный потенциал региона. Следует напомнить, что Северный Морской путь (СМП) является самым коротким маршрутом между Западной Европой и Восточной Азией. Кораблю, который пойдет этим путем, скажем из Нидерландов в Японию, предстоит преодолеть расстояние примерно в 14 тысяч километров. В то же время путь через Суэцкий канал и Индийский океан имеет протяженность в 20 тысяч километров, через Атлантику, Панамский канал и Тихий океан - 24 тысячи километров, а крупные корабли, не способные пройти Панамским или Суэцким каналами вынуждены обходить Африку, преодолевая расстояние почти в 27 тысяч километров. Столь радикальное сокращение маршрута (на 6-13 тысяч километров) сулит, в случае, если по СМП будет обеспечена круглогодичная навигация, резкий рост интенсивности судоходства, и, как следствие - экономический рост портов СМП с прилегающими территориями. Выигрывают от подобных изменений две страны - Норвегия и Россия, вдоль побережья которых проходит маршрут.

Рост судоходства потребует развития прибрежной инфраструктуры - по всей длине маршрута, и особенно в средней его части - от Карского моря до Берингова пролива, проходящей вдоль наименее обжитых земель, а также усиления военного и пограничного контроля в регионе с целью предотвращения попыток нарушения свободы мореплавания и с целью борьбы с традиционными спутниками оживленного судоходства - контрабандой, браконьерством, пиратством и т.д. Кроме того, потребуется защита для разросшихся портов, которые будут представлять собой очень привлекательные в военном отношении цели. Глубинные арктические территории впервые станут представлять интерес в качестве целей для возможной оккупации.

Следует помнить также и о биоресурсах Арктики. Рост населения планеты неизбежно потребует увеличения объемов рыболовства, в том числе и на севере. Конфликты, связанные с рыболовством в северных морях идут уже сейчас - все помнят инциденты с российскими траулерами близ Шпицбергена, а также «тресковую войну» между Исландией и Великобританией. С ростом объемов рыболовства и расширением территорий, на которых осуществляется лов, число подобных конфликтов в будущем лишь возрастет.

Оценивая перспективы России успешно защитить свои интересы и расширить влияние в Арктике, следует отметить, что наша страна обладает на данном театре наиболее сильными позициями. Россия контролирует СМП и имеет инфраструктуру вдоль пути, включая города и порты, которая может послужить основой для дальнейшего развития. Россия в течение многих лет осуществляет программу исследований заполярья, в том числе с помощью дрейфующих станций, что позволило собрать уникальный по объему массив данных о регионе. Россия обладает мощным ледокольным флотом, включая, в том числе, и атомный, позволяющий осуществлять проводку одиночных кораблей и целых караванов в сложных условиях.

Наконец, Россия обладает наибольшим на сегодня военным потенциалом в Арктике - здесь базируется Северный флот и довольно многочисленные подразделения ВВС, многократно превосходящие те силы, которыми на постоянной основе располагают в Заполярье остальные страны региона. Подобная основа, при должном подходе способна обеспечить защиту интересов России в Заполярье и стать весомым аргументом, подкрепляющим претензии на расширение полярных владений.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала