Рейтинг@Mail.ru
Поедут ли российские машинисты на "красный"? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поедут ли российские машинисты на "красный"?

Читать ria.ru в
Стачка российских железнодорожников может состояться в июне. Об этом, судя по сообщению, опубликованному 12 мая на сайте Конфедерации труда России, сообщил председатель профсоюза локомотивных бригад Евгений Куликов.

Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.

Стачка российских железнодорожников может состояться в июне. Об этом, судя по сообщению, опубликованному 12 мая на сайте Конфедерации труда России, сообщил председатель профсоюза локомотивных бригад Евгений Куликов. По его словам, руководство РЖД наотрез отказывается урегулировать назревшие разногласия, а потому предупредительная забастовка, прошедшая в столичном регионе в конце апреля, теперь способна перерасти в общероссийскую.

Первую попытку объявить стачку локомотивные бригады сделали ещё осенью минувшего года. Их профсоюз невелик - по некоторым данным, в него входит чуть более 1,3 тыс. человек. Однако акция протеста, запланированная на 28 ноября, могла парализовать железнодорожное сообщение по всей стране. Поэтому администрация РЖД поспешила нанести упреждающий удар по «смутьянам»: она обратилось с иском в Мосгорсуд, и тот забастовку запретил. На том основании, что Трудовой кодекс не разрешает бастовать предприятиям, связанным с обороной страны и её безопасностью. Затем профсоюзных лидеров вызвали в Генпрокуратуру, где «строго предупредили», а транспортная милиция для острастки провела в их офисе обыск.

Тем не менее, локомотивщики не успокоились. 28 апреля не вышли в рейс 14 (а по их сведениям - значительно больше) локомотивных бригад депо «Пушкино» и «Железнодорожная», что привело к серьёзным сбоям в работе Горьковского и Ярославского направлений столичного узла. Забастовщики требовали повысить зарплату до 60 тыс. рублей, возродить надбавку за выслугу лет и не преследовать членов непокорного профсоюза. Затем, чтобы не портить москвичам праздники, машинисты забастовку приостановили, предупредив, что вернутся к вопросу о её продолжении 12 мая.

Генпрокуратура среагировала по привычной схеме: лидеру профсоюза было объявлено предостережение «о возможной ответственности за незаконное принятие решения о приостановлении исполнения трудовых обязанностей». А руководитель официального Роспрофжела, входящего в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) Николай Никифоров на пресс-конференции в РИА Новости, которая, очевидно, не случайно прошла тоже 12 мая, заявил, что, по его сведениям, уже подготовлены приказы о наказаниях и лишении премий.

Никифоров пытался опровергнуть обвинения независимых профсоюзов в том, что подписанный на предстоящие три года коллективный договор составлялся кулуарно, за спиной работников компании. А председатель профорганизации Московской железной дороги Александр Русак, в свою очередь, обвинил коллег в том, что они «подставили своих людей перед администрацией», да и вообще, действовали исключительно для того, чтобы нажить пиаровский капитал.

Возможно, что в их словах и есть доля правды - не мне судить. Но вот что тревожит: практически во всех случаях «незапланированной активности» трудящихся отраслевые союзы, входящие в ФНПР, оказываются на стороне предпринимателей или, в лучшем случае, занимают двойственную позицию. Подавляющее большинство состоявшихся в последние годы забастовок инициированы отнюдь не ими, а «независимыми». Стоит ли поэтому удивляться, что за несколько лет федерацию покинули почти 10 млн человек.

Что же касается Роспрофжела, то в нём, по утверждению Николая Никифорова, ныне состоит 97% работников РЖД. Что ж, организация эта полувоенная. Остальные три процента, хотя отчётность и способны попортить, особой роли в отрасли не играют. Так что можно с достаточно большой долей уверенности предположить, что нынешняя акция железнодорожников изначально обречена. В пользу такого прогноза свидетельствует и вся новейшая история стачечного движения.

Трудовой кодекс, который был принят в 2001 году, практически сделал невозможным «легализацию» любой забастовки, защитив работодателей настоящим частоколом требований и оговорок. В итоге большинство выступлений пролетариата, состоявшихся в минувшем году, судами признаны незаконными. Так было на «АвтоВАЗе» и на «Форде», в Туапсинском и Санкт-Петербургском морских портах, да и на других предприятиях, где рабочие попытались отстаивать свои права на достойную жизнь.

Правда, на всеволожском «Форде» все-таки удалось добиться 20-процентного повышения зарплаты. Профсоюз там, несмотря на молодость, боевой, спаянный, и администрация под угрозой больших убытков вынуждена была пойти на уступки. Но это, скорее, исключение из правил.

Правило же заключается в том, что трудящиеся сегодня де факто не имеют возможности бороться за свои права. Что, между прочим, противоречит и российской Конституции, и подписанным Россией международным документам. Об этом, в частности, говорилось в открытом письме известных российских социологов и экономистов, опубликованном в ноябре прошлого года. В нём учёные призвали пересмотреть драконовские статьи трудового законодательства, да и вообще относиться к забастовочному движению как к цивилизованному, достойному и эффективному способу регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Однако их призыв остался гласом вопиющего в пустыне. Забастовки по-прежнему запрещают, а самих стачечников выбрасывают на улицу, штрафуют, избивают, таскают по судам. Слабые независимые профсоюзы при явном спаде накала протестных настроений в обществе противостоять мощному и всесильному альянсу властных структур, бизнес-сообщества и правоохранительной системы пока не в состоянии. Потому их борьба сегодня скорее напоминает сражение известного рыцаря с ветряными мельницами. С заведомо известным результатом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала