Рейтинг@Mail.ru
Европа штурмует МКС - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европа штурмует МКС

Читать ria.ru в
В непростой судьбе Международной космической станции (МКС) произошел крутой поворот. Точнее, произойдет в начале апреля, когда к ее борту пристыкуется запущенный 9 марта первый европейский автоматический транспортный космический корабль из серии ATV (Automated Transfer Vehicle) "Жюль Верн".

Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.

В непростой судьбе Международной космической станции (МКС) произошел крутой поворот. Точнее, произойдет в начале апреля, когда к ее борту пристыкуется запущенный 9 марта первый европейский автоматический транспортный космический корабль из серии ATV (Automated Transfer Vehicle) «Жюль Верн». Причем, эта новая страница в станционной биографии может существенно изменить список главных героев проекта МКС, и Россию среди них мы не увидим.

В целом, роль России в этом проекте четко делится на эмоциональную и материальную. Причем, первая традиционно воспринимается обществом исключительно в превосходной степени, и тому есть причины. Главная из них - безусловное российское историческое первенство в разработке долговременных орбитальных комплексов. Кроме того, все понимают, что после катастрофы шаттла «Колумбия» в феврале 2003 г. Роскосмос в одиночку как мог, но все же поддерживал комплекс в единственно  возможном для него пилотируемом режиме.

Однако эмоции - вещь неустойчивая, а, главное, быстро проходящая. В итоге остается сухой остаток в виде конкретных показателей объемов, киловатт-часов, каналов связи и т.д.

А как раз на материальном уровне российское участие в программе МКС, мягко говоря, далеко от идеала и даже имеет тенденцию снижаться. На сегодняшний день в составе международного комплекса на орбите сосредоточено 8 модулей, но только три из которых - «Заря», «Звезда» и стыковочный отсек «Пирс» - российские. Мало того, по признанию руководства корпорации «Энергия», головной по российской части программы МКС, российская часть программы МКС испытывает жесточайший энергетический голод на борту станции, т.к. означенные три модуля генерируют всего 5 КВт. Но для полноценной работы необходимо, по крайней мере, увеличить энергоснабжение в 10 раз!

В то же время перспектива видимого увеличения энергетики российского сегмента станции весьма туманна. Согласно имеющимся планам, два отечественных научно-энергетических модуля выведут в космос лишь в 2014 и 2015 годах, соответственно. Пока же Роскосмос вынужден покупать электроэнергию у американцев по цене $2000 за 1 КВт или договариваться о взаимозачетах. Причем, ситуация в этом плане явно ухудшается: ведь по признанию руководителя «Энергии» Виталия Лопоты, «к 2009 году на американском сегменте будет 100 КВт электроэнергии, в то время как мы планируем к 2011 году получить только 7 КВт».

До последнего времени у России в отношении МКС оставался один, но суперкозырь - предоставление транспортных услуг американцам и европейским партнерам. Если программа Европейского космического агентства (ЕКА) ATV окажется успешной, то этой русской транспортной монополии придет конец. Конечно, пока европейцы лишь обкатывают автоматический грузовой вариант своей системы, но трудно усомниться в их решимости осуществлять пилотируемые полеты на станцию.

В этой связи весьма показательна реакция НАСА на европейские достижения. В статье Washington Post от 7 марта без всякого смущения говорится о нерадужных американских перспективах остаться после дезактивации флота «Спейс Шаттл» к 2010 г. без собственных пилотируемых средств, т.е., один на один с российскими «Союзами», которые и будут доставлять американских астронавтов на борт МКС. При этом руководитель НАСА Майкл Гриффин не скрывает досады по поводу своих транспортных затрат в пользу России, выручка которой в период с 2009 по 2013 годы может составить около $2 млрд.

В американском Сенате такую ситуацию откровенно расценивают как худшую из всех возможных.

В принципе, складывается впечатление, что в НАСА до последнего не верили в европейский космический успех, а, убедившись, дружно решили сожалеть о долгой дискриминации ЕКА как МКСовского партнера. Вспомним, о том, что европейский модуль «Колумбус» валялся на мысе Канаверал с мая 2006 г., и был выведен в космос шаттлом «Атлантис» лишь в минувшем феврале.

О том, что ЕКА всерьез собирается занять главенствующие позиции в программе МКС, рассказал на страницах уже упомянутой газеты исполнительный директор главного космического европейского концерна «Арианспейс» Жан-Ив Ле Галль. Он заявил, что Евросоюз планирует в ноябре текущего года утвердить программу пилотируемых полетов, и таким образом стать полноценным участником программы МКС.

Американцы прекрасно понимают космические устремления Европы, и не могут не задумываться о выборе партнера для околоземных исследований на ближнюю и среднесрочную перспективу. Тем более, что ЕКА и не скрывает, что готово к тесному сотрудничеству с НАСА. По словам Ле Галля, европейский космос может превратиться в решающий  элемент в американо-европейском доминировании на МКС. «Дайте нам только шанс», - заключает глава «Арианспейс».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала