Рейтинг@Mail.ru
Милитаризация космоса - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Милитаризация космоса

Читать ria.ru в
Кто и как будет защищать наши спутники? Вопрос этот - отнюдь не общего порядка, а ответ на него - одна из главных задач отечественных Вооруженных сил. Вот и американцы устами своего министра обороны Роберта Гейтса объявили защиту своих космических аппаратов приоритетом для военного ведомства.

Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.

Кто и как будет защищать наши спутники? Вопрос этот - отнюдь не общего порядка, а ответ на него -  одна из главных задач отечественных Вооруженных сил. Вот и американцы устами своего министра обороны Роберта Гейтса объявили защиту своих космических аппаратов приоритетом для военного ведомства, и потребовали у Сената в начале февраля выделить на соответствующие мероприятия в рамках военного бюджета на 2009 г. $10,7 млрд. 

В этой связи возникают несколько вопросов. Во-первых, с какой стати спутникам вдруг может потребоваться защита? Во-вторых, означает ли оборона космического пространства его милитаризацию? И, наконец, как все-таки уберечь сложную и дорогостоящую космическую технику от непрошенного воздействия?

Защита спутникам требуется уже сегодня и отнюдь «не вдруг». Современная ситуация и тенденции возникновения новых военных конфликтов говорят о том, что известные нам представления о ведении боевых действий безнадежно устарели.

Цель войны будущего - не захват территории противника, а нанесение выверенных ударов по его болевым точкам. Уходит в прошлое массовое использование сухопутных войск на основе бронетанковой техники. Сокращается роль стратегической авиации. Акцент в понятии «стратегические вооружения» смещается от классической «ядерной триады» к неядерным средствам на основе высокоточных систем оружия (ВТО) различных способов базирования.

Это, в свою очередь, подразумевает наличие большого числа орбитальных аппаратов обеспечения - спутниковых средств разведки, предупреждения, прогнозирования и целеуказаний, которые сами по себе нуждаются в защите и обороне.

По расчетам авторитетных военных аналитиков, например - недавно ушедшего из жизни генерала Владимира Слипченко, следует ожидать, что к 2010 году количество ВТО у ведущих стран мира достигнет 30-50 тысяч, а к 2020 году - 70-90 тысяч. Можно себе только представить необходимое для их обеспечения число спутниковых систем.  А без них все способные попасть в комара крылатые ракеты и «умные бомбы» становятся просто бесполезным железом.

Таким образом, сотни внешне безобидных «пассивных» космических аппаратов, которые сами не являются ударными системами, являются на поверку неотъемлемой частью главного оружия XXI века - высокоточного.

Вытекает ли из вышесказанного, что милитаризация космоса, вызванная, в частности, необходимостью защищать спутниковые созвездия и группировки, -  лишь вопрос времени?  Если иметь в виду развертывание на околоземном пространстве ударных вооружений, т.е. систем, способных самостоятельно поражать цели в космосе, в атмосфере и на Земле,  то - да. В таком случае космос становится «орудийной башней», держащей под прицелом всю планету.

Однако, с моей точки зрения, совершенно необязательно выводить на орбиту боевые станции или вооружать, скажем, разведывательные или метеорологические спутники. Задачи спутниковой защиты могли бы с успехом решать средства наземного базирования, создаваемой  в России системы воздушно космической обороны.

По мнению главкома ВВС, генерал-полковника Александра Зелина, которое он высказал в середине прошедшего января на научной конференции в Академии военных наук, «угрозы Российской Федерации из воздушно-космического пространства будут для России наиболее значимыми».

Ранее, в начале февраля прошлого года принципиальную задачу создать единую систему средств ПВО, ПРО и ПКО (противокосмическая оборона) поставил перед курируемым им оборонно-промышленным комплексом первый вице-премьер Сергей Иванов. Головным предприятием - разработчиком этого проекта определен концерн ПВО «Алмаз-Антей».

Сергей Иванов заявил, что речь идет об «очень серьезном, дорогостоящем и уникальном с точки зрения инновации проекте». Определены и сроки его осуществления в рамках программы вооружений до 2015 г. Причастным к перспективному оружию министерствам и ведомствам даны поручения по разработке комплексной целевой программы создания единой системы зенитного ракетного оружия.

К нему можно отнести, например, перспективный ракетный мобильный комплекс ПВО-ПКО, создаваемый на «Алмазе». По определению Сергея Иванова, «здесь будут сочетаться как уже боевые комплексы, так и информационные комплексы, и существующие системы, которые вместе в одном ключе должны обеспечить 3 вида, я говорю условно, 3 вида обороны. Противовоздушная, противоракетная и противокосмическая оборона».

В свою очередь, рассматривая, по всей видимости, необходимость уже в недалеком будущем тесного взаимодействия ВВС и Космических войск в использовании унифицированного оружия противовоздушного и противокосмического действия, главком ВВС предложил уже сегодня объединить под Главным командованием ВВС все силы и средства ПВО и  ракетно-космической обороны.

Трудно сказать, по какому пути пойдут американцы в деле защиты своих спутников, коих уже сегодня более полутысячи, однако желательно, чтобы военными стартовыми площадками оставалась и далее предсказуемая земная поверхность, а не космос.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала