Рейтинг@Mail.ru
Украина в ВТО: послесловие к решению - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина в ВТО: послесловие к решению

Читать ria.ru в
После принятого 5 февраля решения Генерального совета ВТО об утверждении протокола о принятии Украины в ВТО главный вопрос: когда Украина сможет завершить все формальные процедуры и официально стать ее членом? Это зависит от того, когда парламент Украины сможет ратифицировать документы о приеме в эту организацию.

Владимир Сиденко, член-корреспондент Национальной Академии наук Украины (Киев), для РИА Новости.

После принятого 5 февраля решения Генерального совета ВТО об утверждении протокола о принятии Украины в ВТО главный вопрос: когда Украина сможет завершить все формальные процедуры и официально стать ее членом? Это зависит от того, когда парламент Украины сможет ратифицировать документы о приеме в эту организацию. В принципе, в Раде без труда набирается необходимое большинство сторонников ратификации. Тем более что особого выбора у депутатов не будет: в документы о приеме нельзя вносить никакие поправки; можно или в целом принять весь пакет или полностью его отвергнуть. На последнее вряд ли решатся те, кто не очень доволен конкретными условиями приема. Ведь в противном случае пришлось бы, по существу, начинать переговорный процесс заново. Так что к голосам депутатов правительственной коалиции, скорее всего, присоединятся многие голоса из оппозиции, особенно тех, кто связан с ориентированным на экспорт бизнесом. Вероятно, лишь депутаты от Компартии будут - если не все, то в большинстве - принципиально против или воздержатся. 

Проблема осложняется тем, что Верховная Рада находится ныне в состоянии блокады со стороны оппозиции, вызванной острыми разногласиями по вопросу о НАТО. Однако вопрос о завершении присоединения является для правительственной коалиции исключительно важным. От него напрямую зависит судьба переговоров о новом, углубленном рамочном соглашении с ЕС, призванном заменить ныне действующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве, и наметить, как на это надеется украинское руководство, новые европейские перспективы страны. В этих условиях правительственная коалиция, вероятнее всего, пойдет на некоторые уступки оппозиции ради скорейшей ратификации пакета ВТО.  

Следует отметить, что вступление Украины в эту организацию, которое в целом может создать действенные стимулы для экономического развития страны, содержит и ряд существенных проблемных вопросов и рисков для ее экономики. Часть из них относится к некоторым общим нормам ВТО, которые более выгодны наиболее развитым странам мира, в частности, относительно применения субсидий для экономического развития или соглашения о правах интеллектуальной собственности, относящихся к торговле. Другая часть  проблем касается дисбаланса между форматом принятых Украиной обязательств, которые в ряде случаев превышают (например, относительно сферы либерализации сектора услуг, сельского хозяйства или применения так называемых секторальных инициатив) обязательства, типичные для большинства стран-участниц. Эти дисбалансы, которые, к сожалению, недостаточно пока осознаются в эйфории успеха присоединения, стране нужно будет стараться выправлять уже в качестве члена ВТО - в процессе многосторонних торговых переговоров. Хотя для этого придется искать себе мощных и влиятельных союзников со сходными интересами.

Вместе с тем уже на момент приема Украина сделала немало шагов навстречу согласованным параметрам своего членства в организации. Так, если связанный среднеарифметический уровень импортных тарифов по всей номенклатуре должен составить после приема в ВТО 6,28 %, то уже в середине 2006 г. был фактически достигнут уровень 6,51 %. По промышленным изделиям эти ставки составили, соответственно 4,85% и 4, 40 %, т.е. фактический уровень был даже выше согласованного. И лишь по сельскохозяйственной продукции предстоит снижение с 13,84 % до 11,16 %. При этом следует отметить, что намечаемое снижение ставок по ряду позиций сельскохозяйственной и продовольственной группы, а также по машиностроительной и другой промышленной продукции растянуто во времени на период до 2010 г. (например, по алкогольным напиткам, многим изделиям, используемым в авиастроении, некоторым видам радионавигационной аппаратуры, механического оборудования, моторам). А в отдельных случаях - даже до 2013 года (например, по некоторым рыбным продуктам и отдельным видам продукции автостроения).  

Что же касается влияния вступления Украины в ВТО на ее отношения с Россией, то на украинскую позицию будут оказывать воздействие достаточно противоречивые факторы. С одной стороны, руководство Украины может в принципе использовать тематику присоединения России к ВТО для сдерживания ухудшения ценовых условий доступа к импортированному природному газу и для выгодного для Украины решения вопросов о газовом транзите. А также для решения застарелых торговых споров с РФ относительно режима доступа ряда украинских товаров на российский рынок. Более того, в среде партий правительственной коалиции имеются влиятельные лица, настроенные достаточно воинственно и выступающие с идеей выдвижения к России более масштабных требований, к примеру, относительно отмены применяемых экспортных пошлин.

С другой стороны, Украине стратегически невыгодно тормозить присоединение России к ВТО, ибо в условиях тотальной энергетической зависимости такой шаг явился бы чрезмерно рискованным для самой Украины.  Кроме того, тем самым задерживалось бы принятие Россией ряда обязательств (например, относительно свободы транзита или по вопросам о применении антидемпинговых, специальных защитных ветеринарных мер), которые принципиально выгодны Украине. Наконец, такие действия вряд ли были бы приняты с восторгом в США и ЕС, объективно заинтересованных в том, чтобы связать Россию обязательствами по ВТО в целях содействия своему бизнесу на емком российском рынке. Да и самой ВТО, находящейся в состоянии кризиса, крайне нужен прием в свой состав России как стимул для перелома возобладавших негативных тенденций.  Так что применение экстремального сценария со стороны Украины представляется маловероятным.

У вступления Украины в ВТО могут быть и несколько более общие последствия в аспекте отношений с Россией. Они касаются существенных различий в формате присоединения двух стран. Эти различия, несомненно, негативно скажутся на перспективах свободной торговли между странами. Сфера действующих изъятий и исключений из режима свободной торговли может быть не только не сужена, но даже расширится, если более либеральный торговый режим Украины будет способствовать - через механизмы реэкспорта или несложной обработки поступающих из третьих стран товаров - понижению фактического уровня тарифной защиты, который отстаивает Россия.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала