Рейтинг@Mail.ru
"Nabucco" - газовая страховка для Eвропы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Nabucco" - газовая страховка для Eвропы

Читать ria.ru в
Cовременную Европу часто сравнивают с Вавилоном, намекая на то, что, как и десятки веков назад, строительство единого здания (читай Вавилонской башни) для десятков народов, проживающих на пространстве от Северного до Черного морей, сопряжено с огромными рисками, способными затормозить процесс где-то на середине пути. В пример приводятся и неудавшаяся евроконституция, и рост национализма, и туманные энергетические перспективы. Но те, кто прочит Европе будущее Вавилона, похоже, забывает, что Вавилон просуществовал почти двадцать веков и за это время успел пережить несколько периодов расцвета.

Ильгар Велизаде, главный редактор журнала Professional (Баку).

Cовременную Европу часто сравнивают с Вавилоном, намекая на то, что, как и десятки веков назад, строительство единого здания (читай Вавилонской башни) для десятков народов, проживающих на пространстве от Северного до Черного морей, сопряжено с огромными рисками, способными затормозить процесс где-то на середине пути. В пример приводятся и неудавшаяся евроконституция, и рост национализма, и туманные энергетические перспективы...

Но те, кто прочит Европе будущее Вавилона, похоже, забывает, что Вавилон просуществовал почти двадцать веков и за это время успел пережить несколько периодов расцвета. Наибольшего благоденствия древнее царство достигло при Навуходоносоре II, которого, между прочим, итальянцы называли Nabucco. Это, к вопросу о туманных энергетических перспективах.

Диверсификация поставок углеводородного сырья заботит сегодня как его производителей, так и потребителей. Такая ситуация вызвана в первую очередь стремлением оградить себя от всевозможных политических и экономических рисков, связанных с нестабильностью в международных отношениях и непредсказуемостью конъюнктуры цен на топливо.

Скажем, Россия, наряду с развитием традиционного западного направления трубопроводной политики, активно действует на не менее, а, может быть, даже более перспективном в долгосрочном плане восточном направлении. Европа развивает отношения с поставщиками энергоресурсов сразу в нескольких соседних субрегионах. Не говоря уже о Соединенных Штатах, которые никогда не довольствовались одним-двумя источниками сырья. Даже Турция, и та предоставляет свою территорию для транзита топлива как из России, так и из Центральной Азии, Среднего Востока, а также стран Персидского залива. Потребитель сырья или, образно выражаясь, «заказчик трубы» и производитель топлива сходятся на среднеарифметической оптимальной цене, компенсирующей все реальные и вмененные издержки за его транспортировку и доставку. Совершенно понятно, что невыгодный с  коммерческой точки зрения проект обречен на провал.

В случае с Nabucco речь идет лишь о выгодном проекте, который, помимо всего прочего, играет роль газовой страховки для Европы.

Строительство газопровода Nabucco из Туркмении или Казахстана через Азербайджан, Грузию, Турцию в страны ЕС протяженностью 4 тыс. км и пропускной способностью 30 млрд куб. м должно начаться в 2008 году. Стоимость - €5 млрд. Пять компаний - OMV (Австрия), Botas (Турция), Bulgargaz (Болгария), Transgaz (Румыния) и MOL (Венгрия) владеют по 20% в компании-операторе Nabucco Gas Pipeline International.

Правда, на данной стадии существуют некоторые проблемы с присоединением к проекту стран Центральной Азии, но активное лоббирование проекта со стороны ЕС делает его вполне реалистичным.

Кстати, один из операторов проекта - австрийская OMV Gas GmbH - уже многие годы активно сотрудничает с «Газпромом». Вообще, Газпром прекрасно ладит со всеми пяти участниками проекта. Так что ни о какой «необъявленной войне» Газпрому речи идти не может.

Что касается конкуренции, то, помимо российских проектов поставок газа, в качестве возможных конкурентов Nabucco можно вполне обоснованно считать проекты расширения газовых поставок из Северной Африки. Кроме Алжира, традиционного поставщика голубого топлива в Италию и страны Южной Европы, с недавних пор и Египет со своими растущими запасами газа  стал вынашивать довольно амбициозные планы. Судя по периодически поступающим сообщениям, в стране ведется активная доразведка, и только доказанные запасы газа стремительно приближаются к 2 триллионам куб. м. Планируется, что газ через страны Ближнего Востока и Турцию, которая всегда с готовностью предложит свою территорию для транспортировки газа, будет поступать как минимум в Болгарию и Румынию. В целом доля Северной Африки в снабжении газом Европы, по оценкам специалистов, уже в ближайшие годы сравняется с российской, а для южных стран (Испании и Португалии, получающих и сегодня в основном алжирский газ, а также Италии, Франции) приобретет преимущественное значение.

Кроме этого определенную конкуренцию Nabucco может составить и газопровод Турция-Греция-Италия. Трубу Караджабей-Комотини планируется продлить до греческого порта Ставролименас и далее до порта Отранто на юго-востоке Италии, для чего по дну Адриатического моря будет проложен 217-километровый газопровод «Посейдон». Строительство греко-итальянского участка уже началось и должно завершиться в 2010-м. А к 2012 году пропускная способность турецко-греко-итальянской трубы должна возрасти до 11,6 млрд кубометров, из которых 3,6 млрд будут предназначены для Греции и 8 млрд. для Италии.

Непонятна обеспокоенность некоторых российских экспертов по поводу строительства Nabucco  еще и потому, что из РФ в Европу уже сейчас поставляется порядка 170-180 млрд кубометров в год, а в перспективе Североевропейский газопровод и, возможно, вторая ветка трубы Ямал-Европа увеличат эту цифру еще на 50%. На этом фоне 30 млрд кубов прикаспийского газа погоды явно не сделают.

Вообще, сегодня трудно сказать, как будет развиваться в ближайшие десятилетия потребность Европы в импорте природного газа. Если еще вплоть до начала столетия исходили из того, что эти потребности будут расти быстрыми темпами, то в последнее время прогнозы все больше корректируются в сторону более скромных показателей. Причина заключается в следующем: ожидается, что цена на импорт газа (которая зависит от цены на нефть) останется по-прежнему высокой, вследствие этого в области производства электроэнергии ставка предположительно будет делаться больше на угольные электростанции, чем на газовые. В соответствии с базисным сценарием ЕС потребность Европы в импорте газа на 2030 год прогнозируется на уровне 650 млрд. куб. м, а при изменении спроса в сторону понижения соответствующий показатель не превысит 500 млрд. куб. м. Но даже в этих условиях специалисты полагают, что Россия сохранит за собой от четверти до трети газового рынка Европы. По прогнозу Института публичной политики им.Бейкера при университете Райса (США), после 2020 г. на долю России будет приходиться более 50% всех поставок газа в Европу.

При таком раскладе будущее Nabucco не должно становиться вопросом принципа.  Следовательно, есть основания полагать, что слухи о его преждевременной кончине явно преувеличены. Цена на голубое топливо, как и на топливо вообще, неуклонно растет. Так что каким бы дорогостоящим не выглядел проект еще вчера, уже сегодня он кажется оправданным и реалистичным. Во всяком случае, нечто похожее было в свое время с проектом Баку-Джейхан и даже с Североевропейским газопроводом.

Еще одна немаловажная деталь. Когда говорят о нереалистичности Nabucco, имеют в виду, наряду с прочими обстоятельствами, и то, что его наполнение зависит от слишком большого числа участников с очень разными векторами политических интересов. Nabucco даже называют «Вавилонской трубой» по аналогии с Вавилонской башней. Но ведь когда-то скептики так же относились и к возможности существования единой Европы...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала