Рейтинг@Mail.ru
Тень Моби Дика - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тень Моби Дика

Читать ria.ru в
В ушедшем году Международная китобойная комиссия (МКК) так и не смогла принять решения о снятии моратория на коммерческий промысел китов в океане (введен в 1986 году). Общего числа голосов было достаточно, однако «квалифицированного большинства» все же не хватило, несмотря на ощутимое давление со стороны Японии, Норвегии и Исландии.

Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.

В ушедшем году Международная китобойная комиссия (МКК) так и не смогла принять решения о снятии моратория на коммерческий промысел китов в океане (введен в 1986 году). Общего числа голосов было достаточно, однако «квалифицированного большинства» все же не хватило, несмотря на ощутимое давление со стороны Японии, Норвегии и Исландии. Именно эта «тройка» настаивает на снятии запрета, ссылаясь на то, что численность популяции китов восстановлена, и теперь, мол, снова можно открывать коммерческую охоту. Нет никакой уверенности, что вопрос о снятии моратория на коммерческий промысел китов снова не будет поставлен на повестку дня МКК в этом году.

Тем временем киты Тихого океана изменили мелодию своих брачных призывов. Этот факт, замеченный еще в прошлом году и подтвержденный в году наступившем, потрясает океанологов. По их мнению, резкая перемена в поведении морских млекопитающих означает полный переворот в нашем понимании культуры поведения популяции. Ученые видят причины появления у китов новой «любовной песни» в том, что прежняя мелодия, видимо, устарела и надоела самкам, и вот «рыцари» сочинили новую.

Однако имеет право на жизнь и другая версия. Почему не предположить, что китовое сообщество почувствовало дух нового витка войны, которую никак не прекращают люди? Именно в условиях опасности и рождаются новые звуки. Человек  пока еще очень мало знает о жизни китов, и лучшее, что он умеет - уничтожать этих древнейших и самых крупных обитателей планеты.

Не беспокоясь об ущербе своей репутации в мире, Япония в конце ноября минувшего года отправила на промысел в антарктические моря китобойную флотилию из 5 судов. Заявленная цель - несколько сотен малых китов-полосатиков, охота на которых ведется ежегодно. Ранее предполагалось добыть и 50 голов горбатых китов, однако 21 декабря 2007 года правительство Японии наложило запрет на добычу этого вида.

Токио утверждает, что промысел китов необходим для научной работы - он помогает ученым отслеживать размеры популяции, изучать поведение животных, а мясо китов продается для того, чтобы оправдать расходы на научные программы. Экологи же убеждены, что китобойный промысел Японии не имеет никакого отношения к научной работе. Нет и выраженных экономических причин добывать китов - занятие это убыточно, финансируется государством. Просто политики и бюрократы не хотят прекращать китобойную практику из-за мощного лоббирования, осуществляемого сообществом китобоев. По мнению сотрудника российского отделения Фонда защиты животных (IFAW) Григория Цедулко, «японцы всегда стояли на позиции, что никто не может им диктовать, как себя вести, тем более в своих территориальных водах. Поэтому Токио считает «вопросом чести» вернуть себе право добывать китов».

Но ради чего в наше время надо убивать китов? Никаких причин цивилизационного порядка, оправдывающих подобный атавизм, просто не существует. Уже давно созданы альтернативы, заменившие и китовый жир, и амбру, и мясо, из которого, главным образом, делали удобрения. Правда, МКК выдает единичные квоты для малых народностей российского севера и американской Аляски, у которых охота на китов - традиционный национальный промысел. Но реализуется он старинными дедовскими методами, безо всякого экологического ущерба.

Чемпионом по уничтожению китов в истории остался ХХ век. Промышленный бум, народившееся автомобилестроение, авиация тратили на смазочные нужды 12 тысяч тонн китового жира в год. Парфюмерная промышленность не знала способа жизни без спермацета и китовой амбры, модельный бизнес нуждался в китовом усе и костях для производства корсетов, а восточноазиатские кухни изощрялись в способах приготовления китового мяса. С 1910 по 1979 годы в Мировом океане было добыто 2 миллиона 400 тысяч китов. Беспрецедентный размах этой бойни дал потрясающий антиэкологический результат: морские млекопитающие, имеющие историю в 60 миллионов лет, оказались под угрозой исчезновения.

Варварское преследование океанских великанов частично приостановили в 1946 году. Усилиями 18 стран была организована Международная комиссия по охране китов. Первым делом Комиссия запретила охоту на кормящих самок и детенышей китов всех видов. Одновременно был введен запрет на промысел гладких, серых и синих китов, а еще через время последовал запрет на добычу горбачей, финвалов и сейвалов. И все же этих мер было недостаточно, чтобы восстановить китовое стадо, и тогда, в 1986 году, коммерческий китобойный промысел был полностью запрещен. Лицензии выдавались только на добычу отдельных особей ради научных целей. Широко пользоваться этой льготой позволили цивилизационные мерки только одной страны - Японии, поскольку кит здесь считается просто «рыбой», а вовсе не вершиной экологической пирамиды в океане.

Нам не дано знать последствий реализации «плохого сценария», когда киты навсегда исчезают с планеты. Ясно одно: теряется звено «золотой цепи жизни», а значит, цепь становится неполноценной, уязвимой. В любом случае охота на китов в ХХI веке выглядит далеко не так, как в XI веке, когда в Бискайском заливе баски, ради выживания, впервые добыли кита. И уж совсем не так романтично, как  в XIX столетии, когда появился знаменитый роман Германа Мелвилла «Моби Дик или Белый кит» (1851г.). Если вспомнить сюжет этой книги, то предстанет ужасная картина гибели судна «Пекод», которое расколол и пустил на дно раненый белый кит. У человеческой  цивилизации тоже сохраняется шанс погибнуть от руки природы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала