Рейтинг@Mail.ru
Американская "шпионка" и русский "связист" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Американская "шпионка" и русский "связист"

Читать ria.ru в
Нет ничего удивительного в том, что военные разработки одной страны подталкивают ее оппонентов к соответствующим действиям. Примеров тому не счесть. Но случаев, когда западная гражданская индустрия заказами для собственных нужд способствовала бы возрождению российского стратегического оборонного направления, что-то не припомню. Однако именно так происходит. Сегодня российские авиастроители ведут переговоры с пока неназванной западной структурой о возможном возобновлении производства высотных самолетов «Мясищев-55». Эти машины проектировались в СССР с конца 60-х годов как ответ американским высотным разведчикам семейства «Локхид У-2».

Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.

Нет ничего удивительного в том, что военные разработки одной страны подталкивают ее оппонентов к соответствующим действиям. Примеров тому не счесть. Но случаев, когда западная гражданская индустрия заказами для собственных нужд способствовала бы возрождению российского стратегического оборонного направления, что-то не припомню. Однако именно так происходит. Сегодня российские авиастроители ведут переговоры с пока неназванной западной структурой о возможном возобновлении производства высотных самолетов «Мясищев-55».

Эти машины проектировались в СССР с конца 60-х годов как ответ американским высотным разведчикам семейства «Локхид У-2». Правда, задачи у российского теперь М-55 будут сугубо мирные - ретрансляция телекоммуникационных сигналов. Но факт, тем не менее, остается фактом: западные фирмы могут способствовать возобновлению производства отечественных высотных самолетов - разведчиков.

С конца 50-х годов настроение советским руководителям регулярно портили американские U-2, совершавшие на недосягаемой для самолетов-перехватчиков того времени высоте разведывательные полеты вглубь территории Советского Союза. Разработанные фирмой Локхид самолеты «Lockheed U-2/TR-1» в самих Соединенных Штатах окрестили «Черной леди шпионажа» за выполнение в основном заданий ЦРУ.

В мае 1960 г. полетам над СССР пришел конец: на подлете к Уралу новый комплекс ПВО наконец достал американский самолет, пилотируемый Френсисом Гэри Пауэрсом. Но актуальность создания М-55 не исчезла. Кроме выполнения непосредственно разведывательной деятельности, этим самолетам вменялось в обязанность бороться с высотными аэростатами, которые беспрепятственно в свободном дрейфе парили над советскими просторами и вели фото-киносъемку.

Необходимость размещения на борту самолета оружия заставила конструкторов искать приемлемое соотношение массы самолета к массе полезной нагрузки. Так, появилась легкая и прочная двухфюзеляжная конструкция, которая, кстати, нетипична для серийных самолетов.

Аэростатные операции западные рыцари плаща и кинжала, в конце концов, прекратили. Таким образом, отпала необходимость вооружать М-55. Это, в свою очередь, добавило свои тонны к грузоподъемности и увеличило объем для размещения полезной нагрузки. Но в серию машина так и не пошла. Для нужд министерства обороны на Смоленском авиационном заводе изготовили четыре образца, два из которых потеряли во время аварий. На базе одного из оставшихся создали самолет экологического мониторинга земной поверхности, получившего мирное название М-55 «Геофизика».

Западные планы сделать из разведчика связиста основаны на том, что в некоторых случаях использование самолетов для обеспечения бесперебойной связи гражданского назначения оказывается выгоднее по сравнению со спутниковой ретрансляцией. К слову, военные широко используют авиационную ретрансляцию. В России - это самолеты АН-12 РТ, АН-26-РТ и вертолеты Ми-9.

К тому же порой авиация - единственно возможный выход. В мире существует немало точек, где использование спутниковых каналов нецелесообразно или невозможно. Например, в зонах стихийных бедствий, если наземная инфраструктура связи разрушена, а доставка мобильных станций затруднена. В таких случаях спасением является специальный самолет. Причем, желательно, в частности и по экономическим показателям, чтобы он был максимально высотным. Ведь одна машина на высоте 20 км способна покрыть сигналом площадь на порядок большую, чем 5 самолетов, летящих на высоте 5 км. Необходимо, при этом, чтобы самолет обладал солидной грузоподъемностью, так как аппаратура связи весит немало.

Получается, что М-55 просто необходим для обеспечения устойчивой связи в нестандартных ситуациях. Вот короткая выписка из ТТХ этого самолета: вдруг кто-нибудь еще заинтересуется?

Самолет оснащен двумя бесфорсажными двигателями номинальной тягой по 4500 кг; на «потолковой» высоте в 21, 5 км - 650 кг. Крейсерская скорость - 740 км/ч. Максимальная дальность полета на высоте 17000 м - 5000 км.

В свое время американцы изготовили 35 машин U- 2/TR-1. Других аналогов М-55 в мире не существует. Правда, в военных справочниках замелькали сообщения, что «Черная леди» вернулась  в серию...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала