Рейтинг@Mail.ru
В чём СНГ не похоже на Европу - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В чём СНГ не похоже на Европу

Читать ria.ru в
СНГ отличается от Европейского союза на ранних этапах его становления по нескольким принципиальным позициям. В ЕС мы видели пять государств, чья задача по окончании Второй мировой войны фактически состояла в том, чтобы умиротворить и поставить под контроль Германию. Потенциально самое сильное государство Европы оказывалось как бы в тесных дружеских объятиях коллег по континенту. Их первые шаги были направлены на то, чтобы консолидировать стратегические отрасли, производство угля и стали, и уже на этой основе выстраивать некие общие экономические контуры.

Владислав Иноземцев, главный редактор журнала "Свободная мысль", член Экспертного совета РИА Новости.

СНГ отличается от Европейского союза на ранних этапах его становления по нескольким принципиальным позициям.

В ЕС мы видели пять государств, чья задача по окончании Второй мировой  войны фактически состояла в том, чтобы умиротворить и поставить под контроль Германию. Потенциально самое сильное государство Европы оказывалось как бы в тесных дружеских объятиях коллег по континенту. Их первые шаги были направлены на то, чтобы консолидировать стратегические отрасли, производство угля и стали, и уже на этой основе выстраивать некие общие экономические контуры.

В СНГ совершенно иная конфигурация: после развала СССР - однозначное доминирование России среди большого числа заново образованных государств. Их нельзя назвать «маленькими» или малозначительными, но в первые годы существования СНГ они экономически и политически были больше связаны с Россией, чем с остальным миром. Дальнейшая их  суверенизация привела к расхождению и даже порой конфликту интересов бывших союзных республик.

Вот почему, на мой взгляд, так важна задача создания в рамках СНГ независимых интеграционных институтов. Появление Комиссии Таможенного союза - важный шаг в этом направлении. Впервые возникает независимая структура, которая может в общих интересах руководить определенным направлением деятельности, в данном случае таможенной. На окончательное завершение процесса отводится довольно долгий срок, до 2011 года, но в любом случае это явление позитивное.

Пока же мы видим на всех уровнях крайне бюрократическое усложнение структур, руководящих интеграционным процессом. Внутри СНГ имеем ОДКБ, ЕврАзЭс, внутри ЕврАзЭс Таможенный союз, отдельно - станы ГУАМ и так далее. Если бы Европа в своё время выбрала такой путь  интеграции, она бы никогда не дошла до таможенного объединения.

Сами по себе экономические факторы сотрудничества хороши, но к ним, на мой взгляд, нужен какой-то единый подход. Посмотрите, в каком тяжелом положении находится торговля отдельных стран СНГ между собой. Обмен товарами между Узбекистаном и Украиной, Белоруссией и Таджикистаном - совершенно мизерный. В любом случае он идёт через Россию, что налагает на Россию особую ответственность: она должна быть мотором этого движения. Здесь возникают и политические, и экономические проблемы, а у наших коллег по СНГ - комплекс подозрений, что Россия злоупотребляет своим доминирующим положением.

То есть, проблем очень много. Выбранное направление их решения через экономику - видимо, единственно возможное. Остаётся только пожелать, чтобы работа того же Таможенного союза была максимально независима от воли руководства отдельных стран-участников. Вспомним ту же Европу: интеграционные структуры, которые там сложились, изначально были надправительственными, и для продвижения решений им не требовалось такой огромной организационной работы, как в рамках нашего Содружества.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала