Рейтинг@Mail.ru
"Русский марш" в Риге - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Русский марш" в Риге

Читать ria.ru в
Впервые идея провести в центре Риги «Русский марш» появилась в средствах массовой информации в середине августа. Его организаторы - Латвийская национал-демократическая партия и Русский национальный союз "Родина" планировали собрать под лозунгами "Гражданство - всем!", "Русский язык - официальный!", "Русским - русское образование!", "Русские не сдаются!", "Будет хорошо русским - будет хорошо всем!" примерно 500 молодых людей не только из столицы, но и из Лиепаи, Вентспилса, Саласпилса, Огре, Салдуса, Даугавпилса и других городов. Марш был приурочен "к годовщинам Ништадского мира и Куликовской битвы".

Александр Васильев, член Экспертного совета РИА Новости

Впервые идея провести в центре Риги «Русский марш» появилась в средствах массовой информации в середине августа. Его организаторы - Латвийская национал-демократическая партия и Русский национальный союз "Родина" планировали собрать под лозунгами "Гражданство - всем!", "Русский язык - официальный!", "Русским - русское образование!", "Русские не сдаются!", "Будет хорошо русским - будет хорошо всем!" примерно 500 молодых людей не только из столицы, но и из Лиепаи, Вентспилса, Саласпилса, Огре, Салдуса, Даугавпилса и других городов. Марш был приурочен "к годовщинам Ништадского мира и Куликовской битвы".

Аппелирование к важным событиям российской истории, по мнению организаторов, может помочь существенно «повысить самооценку и единство русских жителей Латвии», а по словам лидера ЛНДП Евгения Осипова, это будет «последним предупреждением латвийским властям» перед тем, как приступить к «радикальным формам протеста - таким как, например, во Франции».

Следует отметить, что в последние годы ЛНДП уже неоднократно проводило пикеты и шествия, которые собирали десятки и даже сотни участников. Правда, пока не в столице, в главным образом, в третьем по величине городе Латвии - Лиепае. Ядро участников этих мероприятий составляла хорошо организованная группа молодых бритоголовых сторонников Е.Осипова. Сам лидер ЛНДП в недавнем прошлом являлся руководителем латвийского отделения РНЕ («Русское национальное единство») и не исключено, что у него налажены прямые связи со своими соратниками за пределами Латвии, в первую очередь, в России среди сторонников ДПНИ («Движение против нелегальной иммиграции»).

Не удивительно, что планы проведения массового шествия вдоль здания латвийского парламента - Саэйма вызвали нервную реакцию в латвийских правоохранительных институциях. В интервью Латвийскому телевидению министр внутренних дел Иварс Годманис заявил, что «Русский марш», намеченный в Риге на 8 сентября, надо запретить, так как его планируют провести «абсолютные экстремисты».

Со своим коллегой был полностью солидарен Гайдис Берзиньш, министр юстиции. По сообщению интернет-портала Delfi, он категорически осуждает идею проведения в Риге «Русского марша», так как «Латвию нужно оградить от идей нацизма и антисемитизма».

Подобные категоричные оценки членов латвийского кабинета министров совпадали с заключением Полиции безопасности (ПБ). По словам помощника начальника ПБ Кристине Апсе-Крумини, прежние действия организаторов марша дают основание предполагать, что во время мероприятия будут пропагандироваться идеи этнической нетерпимости и провоцироваться столкновения между этническими группами.

В заключении ПБ также указывалось, что в России и на Украине уже несколько лет проводятся мероприятия русских националистов под таким же названием, во время которых часто провоцируются физические столкновения между участниками марша и их идейными противниками.

Поэтому было совсем не удивительно, что 31 августа комиссия Рижской думы по рассмотрению заявок об организации публичных мероприятий запретила проведение «Русского марша». Это решение организаторы мероприятия обжаловали в суде. Однако, суд, который должен рассмотреть законность процедуры принятия решения Рижской думы, скорее всего подтвертит его полное соответствие требованиям закона. Столичный муниципалитет уже неоднократно принимал решения подобного рода, и порядок их принятия давно отработан.

Следует заметить, что выдвинутые организаторами «Русского марша» лозунги понятны и пользуются сочувствием среди подавляющего большинства проживающих в Латвии русских, которые составляют около трети ее постоянных жителей (согласно статистики общее количество т.н. русскоязычного населения превышает 40 процентов), но не более того.

Последние массовые акции, направленные против реформы школ, в Риге и ряде других городов Латвии проходили в 2003-2004 годах. Тогда они с легкостью собирали многие сотни и даже тысячи участников, главным образом старшеклассников русских школ и их педагогов.

С тех пор многое изменилось. Школьная реформа уже не вызывает столь бурных протестов. Процесс натурализации латвийских неграждан продолжает идти своим чередом. Более того, некоторые политики от правящей коалиции стали высказываться за предоставление негражданам права голосовать на выборах в органы самоуправления. Главным образом сказалось то, что с момента вступления Латвии в середине 2004 года в Евросоюз перед молодым социально активным населением открылась реальная возможность работы за границей и десятки тысяч латвийцев уже отправились в поисках своего счастья в Ирландию, Великобританию и другие страны ЕС.

Что же касается латвийского русскоязычного избирателя, то и среди них идеи «русскости» пока (или уже) не пользуются большой популярностью.

На последних парламентских выборах в октябре прошлого года  политическое патриотическое объединение «Дзимтене» («Родина») набрало только 2 процента голосов, а один из лидеров предвыборных опросов общественного мнения - политическое объединение ЗаПЧЕЛ с трудом преодолело пятипроцентный барьер.

С другой стороны, серьезного успеха добился «Центр согласия», который в своей деятельности придерживается идей взаимовыгодного сотрудничества и поиска разумного компромисса всех основных групп населения Латвии. В латвийском парламенте он теперь представлен серьезной фракцией из 17 депутатов.

В этом контексте усилия организаторов «Русского марша» все больше приобретают черты скандальности и даже провокации. Для начала достаточно взглянуть на заявленный символ марша - опоясанный пулеметными лентами медведь с гранатой, который под лозунгом «Русские не сдаются!» то ли с большого бодуна, то ли вообще по причине полного сумашествия, пялится с интернет-страниц организаторов мероприятия. Так им видится образ «повышение социальной активности и самосознания русской общины». Вряд такого вида призыв вызовет позитивную ответную реакцию у здравомыслящих людей. Да и не на них это нацелено.

Не случайно выбрана дата марша -  начало сентября, когда в столицу к после летнего отдыха вернулась молодежь. Она полна энергии и в принципе готова на разного рода «подвиги». Даже на те, которые не укладываются в нормы закона. И в этом случае запрет Рижской думы на проведение марша вряд остановит многие горячие головы.

Символична поддержка организаторов «Русского марша» со стороны движения ЗаПЧЕЛ. Оно с трудом преодолевает последствия прошлогоднего поражения на выборах, и его политический рейтинг продолжает снижаться. «Пчелы» находятся в мучительных поисках новых свежих идей и как никогда ранее им необходима подпитка. Даже из столь сомнительного источника, которым является ЛНДП Евгения Осипова.

Основные задачи устроителей «Русского марша» вполне очевидны. Общая политическая ситуация в Латвии может быть серьезно дестабилизирована. Латышские национал-радикалы получат (уже получили) в свое распоряжение красноречивый жупел «русской угрозы». И в ответ на лозунг «Русские идут!» они с готовностью ответят своим традиционным призывом: «Латыш, не сдавайся!».

Подобное взамодействие, если не сказать больше - сотрудничество, латышских и русских радикальных партий и групп уже неоднократно наблюдалось в современной политической истории Латвии. Они как бы постоянно подигрывают друг другу. В этом случае симптоматична история самой ЛНДП, новый этап деятельности которой в 2002 году начался со слияния группы сторонников Евгения Осипова с латышскими крайне радикальными однопартийцами Арманда Малиньша.

В последнее время одним из основных объектов их нападок и верным средством консолидации своих сторонников был договор о границе. Сейчас, когда процесс его ратификации завершаетс, снова востребованным стал язык уличного радикализма. И водораздел по-прежнему пойдет не только по привычному принципу «русский-латыш», но и по всей проблематике строительства взаимоотношений по линии Латвия-Россия-Евросоюз.

Что может нас ожидать 8 сентября? Вполне вероятно, что, несмотря на запрет, в самом центре латвийской столицы у памятника Барклая де Толли, места начала марша, соберутся несколько десятков молодых людей.  Значительная часть из них будет представлять латвийские и зарубежные средства массовой информации, а также сотрудников правоохранительных органов в форме и в штатском. И хочется надеяться, что этим все и ограничится.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала