Рейтинг@Mail.ru
Время перемен в российской космонавтике - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Время перемен в российской космонавтике

Читать ria.ru в
Если не нарушится традиция, то об этих переменах, точнее, о планах реализации отечественной космической программы, ее изменениях и совершенствовании мы узнаем в начале последней декады августа. 21 числа в подмосковном городе Жуковский открывается очередной международный авиакосмический салон МАКС-2007. Откуда такая уверенность?

Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости

Если не нарушится традиция, то об этих переменах, точнее, о планах реализации отечественной космической программы, ее изменениях и совершенствовании мы узнаем в начале последней декады августа. 21 числа в подмосковном городе Жуковский открывается очередной международный авиакосмический салон МАКС-2007. Откуда такая уверенность?

Два года назад на предыдущем МАКСе многочисленные посетители любовались натурным макетом перспективного российского многоразового  транспортного космического корабля «Клипер», разработанного в головной отечественной космической корпорации РКК «Энергия». Этот корабль, по утверждению руководителей Роскосмоса открывал новую страницу исследований Вселенной.

Спустя год уже на английской земле в Фарнборо Роскосмос практически закрыл работы по  «Клиперу» и провозгласил марафонскую программу очередной модернизации  улучшенного за 50 лет вдоль и поперек корабля «Союз».  В перерывах между салонами делались попытки логически  упорядочить разнополюсные  высказывания относительно планов пилотируемых экспедиций на Луну и Марс, однако ясности от этого не прибавилось.

Иными словами, время обстоятельного разговора о будущем нашей космонавтики пришло. Тем более что у руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова впереди есть хорошо зарекомендовавшая себя новостная  площадка - трибуна, с которой  он  мог бы профессионально  разъяснить так много непонятного.

Например, какая теперь в принципе у России космическая программа. Еще полгода назад никаких вопросов не возникало. Существовала утвержденная  Федеральная космическая программа (ФКП) на период 2006-2015 год. Позже Роскосмос стал говорить о разработке перспектив до 2040 г. Возникает вопрос. Если речь идет только о некоторых не требующих больших человеческих усилий и материальных затрат набросках, - это одно. Но, если предусматривается проведение конкретных НИР, не говоря уже об опытно-конструкторских работах, - это совсем другое. Придется в таком случае как-то вплетать еще совсем далекие 30-е и 40-е годы в  довольно напряженные сегодняшние будни.

Но это не все. Совсем недавно, в начале августа заместитель главы Роскосмоса  Виталий Давыдов совершенно справедливо заявил, что, согласно все той же Программе, никаких лунных экспедиций до 2015 г. не планируется. Заметим, что при планировании космической стратегии на указанный период  Роскосмос, трезво оценивая собственные возможности, ограничил лунную программу запуском трех исследовательских  спутников.

Но Давыдов продолжил свою мысль, заявив, что ФКП еще предстоят уточнения. «Через два года, примерно к 2010 году мы ее уточним, и она будет уже до 2020 года». Если это не третий вариант со всеми вытекающими финансово-экономическими последствиями, то готов выслушать любой комментарий. Ведь по Давыдову, работы по уточнению действующей космической программы уже ведутся, и они, в частности, предусматривают планы, в которых «есть не только пилотируемые полеты на Луну, но и дальше».

Дальше,- это явно Марс. Но и с Луной ничего не ясно. Если программа теперь до 2020 г., а мы не забудем, что до 2015 г. серьезных лунных  инициатив не планируется, то стратегическое наступление на наш естественный спутник предстоит разработать, материально и технически подготовить и осуществить за каких-то пять лет. Готов поверить, но сразу не получается. По признанию вновь избранного президента РКК «Энергия» Виталия Лопоты, в настоящее время денег у Корпорации для реализации лунной программы нет. По его мнению, необходимые средства появятся, утверди Роскосмос соответствующую программу. Надежда весьма абстрактная сама по себе. Но, если такая программа и родится, то, как  безболезненно подверстать ее к уже существующим и профинансированным планам?    
Ведь на сегодняшний день даже приблизительно нельзя сказать, какой техникой предстоит штурмовать ночное светило. Кстати, вопрос о создании отечественной транспортной космической системы уже настолько актуален, что  перестал быть только узкой  технической задачей, а превратился в полномасштабную проблему для всей российской космонавтики.

Ситуация в данном случае близка к абсурдной. Оказывается теперь, как заявил в начале августа руководитель пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов, упомянутый в начале «Клипер» не устраивает Федеральное космическое агентство, так как не обеспечивает полеты на Луну. Согласен, это серьезная новость. К слову, отправленному 31 июля  в отставку бывшему руководителю РКК «Энергия» Николаю Севастьянову как раз и вменялся излишний «лунатизм» в планах Корпорации.

Сам же «Клипер» никогда лунником и не планировался, а призван был заменить дряхлеющий «Союз» на околоземных маршрутах. Сегодня о «Клипере» стараются не вспоминать, а с Луной предлагают «воевать» все тому же «Союзу», который, кстати, с вероятностью близкой к 100 процентам и так остается «один на один» с МКС, после того, как не позже 2010 г. американцы окончательно приземлят свои шаттлы. Если  наша  космическая отрасль сумеет за два года хотя бы выстроить и обосновать  цельную концепцию будущего ракетной техники, то и это можно расценивать как большую удачу.

Пока же  в скором времени «дезамериканизированная» международная станция может лишь рассчитывать на выносливость полвека назад изготовленной техники. И на уже скорый МАКС - 2007. Это и ее шанс.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала