Рейтинг@Mail.ru
Российская космонавтика: шаг вперед, два шага назад - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская космонавтика: шаг вперед, два шага назад

Читать ria.ru в
Николай Севастьянов, уже бывший президент флагмана российской космической индустрии - Ракетно-космической корпорации «Энергия», несмотря на поддержку своего топ-менеджмента, отправлен в последний день июля в отставку. Официальный Роскосмос не раз говорил, что планы Севастьянова, в частности, в области пилотируемой космонавтики не вписываются в Федеральную космическую программу на 2006-2015 гг. Более того, деятельность прежнего руководителя «Энергии» не отвечает задачам отечественной космонавтики в целом. Речь идет, прежде всего, о разработке в Корпорации новой многоразовой транспортной космической системы и программе исследования дальнего космоса - полетах на Луну и Марс.

Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.

Николай Севастьянов, уже бывший президент флагмана российской космической индустрии - Ракетно-космической корпорации «Энергия», несмотря на поддержку своего  топ-менеджмента, отправлен в последний день июля  в отставку.

Официальный Роскосмос не раз говорил, что планы Севастьянова, в частности, в области пилотируемой космонавтики не вписываются в Федеральную космическую программу на 2006-2015 гг. Более того, деятельность прежнего руководителя «Энергии» не отвечает задачам отечественной космонавтики в целом. Речь идет, прежде всего, о разработке в Корпорации новой многоразовой транспортной космической системы и программе исследования дальнего космоса - полетах на Луну и Марс.

Беда, однако, в том, что оппоненты опального руководителя прояснить ситуацию с программой создания корабля «Клипер» или вообще толком объяснить, что делается нового в этом принципиальном направлении не в состоянии.

«Россия к 2014 году может отстать в области пилотируемой космонавтики от США, Китая и стран Евросоюза, если не продолжит работы по  разработке нового космического корабля. К 2014 году США сделают новый корабль («Орион», - А.К.), который будет очень серьезно конкурировать с нашими «Союзами» на международном рынке. Мы же можем существенно отстать по технологиям к этому времени», - беспокоился уже давно Севастьянов.

Решая именно эту проблему, корпорация и разработала в большей части на внебюджетные средства всем известный корабль «Клипер», который до недавних пор устраивал Роскосмос и служил визитной карточкой отечественного ракетостроения на многих международных авиасалонах, включая предыдущий российский МАКС-2005.   Теперь вместо почти воплощенной в действительность программы, которая по убеждению самого Севастьянова и явилась истиной причиной его отставки, предлагается в сотый раз модернизировать «Союз» -  корабль пятидесятилетней давности.

«Думаю, в ближайшее время мы уточним облик пилотируемого корабля и представим наши предложения  Роскосмосу. Думаю, это будет уже в этом году», - заявил 31 июля  вновь избранный президент РКК Виталий Лопота. Впрочем, это уже давно не новость, поскольку эти слова повторяются уже не в первый раз. С другой стороны, характерно  его  высказывание относительно самого «Клипера».

«Могу сказать, что «Клипер» (на МАКС-2007, - А.К.) выставлять не будем. В ближайшие месяцы детально проанализируем эту идею, которую в свое время высказал прежний руководитель корпорации Юрий Семенов».

Почему-то складывается впечатление, что программу вполне современного корабля пытаются представить устаревшей. Но в таком случае, может быть полувековая техника («Союз»), представляется истинным новаторством?

Кстати, «Энергия» руководит работой российского сегмента МКС и координирует эту уникальную и весьма перспективную в технологическом отношении международную программу. Но каким образом Роскосмос планирует  в недалеком будущем эксплуатировать станцию только при помощи «Союзов» и «Прогрессов» не ясно.

Не секрет, что американцы вот-вот либо вообще прекратят работы на орбитальном комплексе, либо сведут их к разовым мероприятиям, не требующим регулярных полетов на орбиту. Будет большая удача, если наши партнеры вообще  сумеют  сдержать обещание обеспечить к 2010 г. необходимое число полетов своих шаттлов для завершения развертывания МКС. После этого срока челноки уйдут в историю, чтобы высвободить место, а главное - деньги для новой американской мечты - вновь добраться до Луны и слетать-таки на Марс.

Можно сколь угодно долго критиковать эти планы, а заодно и высказывания Николая Севастьянова относительно освоения полезных ископаемых  на Луне, но от этого у нас новый корабль не появиться, как и не появится уверенность в том, что Россия сможет действительно эффективно технически эксплуатировать  полностью достроенный орбитальный комплекс.

Конечно, можно успокоиться и продолжать гордиться числом ежегодных запусков, а планы исследований увязывать с числом  туристов, желающих  прокатиться на МКС. Но тогда не ясно, есть ли реальные перспективы  на будущее у российской космонавтики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала