Рейтинг@Mail.ru
Бурлюк создал футуризм и "бурлюков" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Бурлюк создал футуризм и "бурлюков"

Читать ria.ru в
В эти дни русская культура вспоминает отца, пророка и основателя русского футуризма Давида Бурлюка (1882-1967). Бурлюк - фигура неординарная, фантастическая настолько, что его роль в нашей культуре до конца не осознана.. Футуризм родился из его головы... Ярко. Внезапно. Во всём великолепии. Как магнит притягивает железо, так Бурлюк из мусора тогдашней культурной жизни притянул к себе золото. Он обладал даром видеть сквозь землю. И как Моисей мог ударом посоха в скалу открывать скрытый под камнем родник.

Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.

В эти дни русская культура вспоминает отца, пророка и основателя русского футуризма Давида Бурлюка (1882-1967). Бурлюк  - фигура  неординарная, фантастическая настолько,   что его роль  в нашей культуре до конца не осознана..

Футуризм родился из его головы... Ярко. Внезапно. Во всём великолепии. Как магнит притягивает железо, так Бурлюк из мусора тогдашней культурной жизни притянул к себе золото. Он обладал даром видеть сквозь землю. И как Моисей мог ударом посоха в скалу открывать скрытый под камнем родник. Перечень имен открытых и выпестованных Бурлюком ошеломляет: Велемир Хлебников, Игорь Северянин, Василий Каменский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц, наконец, Маяковский.

- Маяковский, - воскликнул Бурлюк, услышав первое  стихотворение юноши, - да вы же гениальный поэт»!

До конца своих дней Маяковский сохранил благодарность Давиду за столь страстное и мощное поощрение. Больше того, Бурлюк стал выдавать Маяковскому по 50 копеек в день (нормальные деньги по тем временам) чтобы тот писал стихи,  не растрачивал силы на будни, а на следующий день забирал написанные стихи и снова платил. Весь старт гения был оплачен и взлелеян Бурлюком. Точно так же он пас на пажитях небесных и гений  Хлебникова.

В начале века никто не мог похвастать столь острым зрением.

Между тем Давид Бурлюк в детстве, в драке с собственным братом потерял глаз, но превратил свой ущерб в роскошную деталь своего облика. Толстый, похожий на патриция и пухлого ребенка, в роскошных костюмах, в цилиндре из черного шелка, с расписанной щекой, с жемчужной каплевидной серьгой в ухе, с огромным лорнетом, Бурлюк в азарте спора мог ухватить своей лапой сверкающий стеклянный глазище и угрожающе замахнуться им на публику.

Его роль в тогдашней культуре была так велика, что Блок писал в дневнике не «футуристы», а «бурлюки».

Бурлюк родился в черте оседлости, на хуторе под Харьковом, в богатой еврейской семье, далекой от искусства. Но семья не сторожила замками его бурные страсти,  и уже в молодости Давид заявил о своем богемном образе жизни. Он много путешествовал, и одновременно много учился живописи. Он побывал учеником в Казанском и Одесском художественном училище, в королевской академии в Мюнхене, в парижской студии Кормона и, наконец, в знаменитом московском училище живописи, ваяния и зодчества. В России Бурлюк оказался в нужном месте и в нужный момент. «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задираться», - писал Маяковский.

Из этого вызова и родился вскоре наш футуризм. Искусство раздачи пощечин. «Пощечина общественному вкусу» так назывался первый манифест русского   

футуризма,  изданный на деньги Бурлюка, где Маяковский, Хлебников, Крученых,

Северянин, Каменский и сам Бурлюк предъявили публике свое творчество: стихи и живопись, в стиле проклятий тогдашней культуре. «Пушкин, - заявил Бурлюк, -мозоль на теле русской культуры..... Сбросим Пушкина с корабля современности...» Это, конечно, был перебор, но надвигалась титаническая волна революции, и ее надо было непременно оседлать. Дерзко и решительно.

Бурлюк в компании с Маяковским и Каменским пускается по стране с гастролями футуристов. Серия скандалов сопровождает одиозное турне.

Между тем, Давид Давидович Бурлюк был очень непрост, и в своем искусстве исходил - парадокс - из традиций. Он блестяще переводил Рембо. Он мог легко написать замечательный  портрет Каменского в духе Ренессанса, а в своей живописи предпочитал не шок, а реальность. Его пейзажи изумляют необычной интенсивностью изображения. И доныне на любой выставке  полотна Бурлюка побивают соседей по степени совершенства. Мы зациклились на Малевиче и Кандинском, но у нас еще есть Бурлюк - фигура равновеликая Шагалу, Татлину и Родченко.

Февральскую революцию Бурлюк встретил так: он вышел на Кузнецкий мост и стал прибивать на разных углах гвоздями свои картины. Так погибла большая часть шедевров.

А через два года, неожиданно для всех Бурлюк в 1920 году  уехал из России в Японию, а оттуда в Америку. В Японии он стал японцем, а в Америке - американцем. Он бросил Россию в самый  разгар перемен, и ушел в даль как уходит в пустыню столб могучего смерча. По одной версии он получил в штатах огромное наследство, по другой - почувствовал приближение террора.

Во всяком случае, перед отъездом он пишет стихотворение «Приказ»:

Заколите всех телят

Аппетиты утолять

Изрубите дерева

На горючие дрова...

Потрошите неба своды

Озверевшие народы.

Отец футуризма  скончался в 1967 году в Лонг-Айленде под Нью-Йорком.

Сегодня Бурлюк в России практически забыт.

На редких выставках Бурлюка, согласно его завещанию, в отдельном стеклянном шкафу обычно экспонируется его знаменитый вставной стеклянный глаз: нежно-голубовато-карий.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала