Рейтинг@Mail.ru
Южная Осетия: смотреть в будущее, не забывая о прошлом - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Южная Осетия: смотреть в будущее, не забывая о прошлом

Читать ria.ru в
В непризнанной республике Южная Осетия отметили 15-летний юбилей со дня ввода миротворческих сил в зону грузино-осетинского конфликта. В Цхинвали это событие рассматривают как национальный праздник. «Миротворческие силы останутся в зоне конфликта до полного урегулирования грузино-осетинского конфликта. Кто бы ни пытался этому препятствовать, и какие бы постановления не принимал грузинский парламент», - заявил 14 июля 2007 года, президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, выступая на праздновании 15-летия ввода миротворческих сил в зону грузино-осетинского конфликта.

Сергей Маркедонов, зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, для РИА Новости.

В непризнанной республике Южная Осетия отметили 15-летний юбилей со дня ввода миротворческих сил в зону грузино-осетинского конфликта. В Цхинвали  это событие рассматривают как национальный праздник. «Миротворческие силы останутся в зоне конфликта до полного урегулирования грузино-осетинского конфликта. Кто бы ни пытался этому препятствовать, и какие бы постановления не принимал грузинский парламент», - заявил 14 июля 2007 года, президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, выступая на праздновании 15-летия ввода миротворческих сил в зону грузино-осетинского конфликта.

Естественно, в Тбилиси это событие оценивают иначе. О российской аннексии «Цхинвальского региона» (равно как и об эффективной реализации проекта «альтернативная» Южная Осетия) там говорят при всяком удобном случае. Кстати, единственным представителем Грузии на праздновании 15-летия ввода миротворческих сил в зону грузино-осетинского конфликта был первый командир  грузинских миротворцев, лидер грузинской коммунистической партии (маргинальной силы в сегодняшней Грузии) Пантелеймон Гиоргадзе.

Грузино-осетинское противоборство, «замороженное» 15 лет назад, стало первым межэтническим конфликтом в постсоветской Грузии. В своем развитии этот конфликт прошел несколько этапов. Первый - идеологический (1988-1989 гг.), во время которого противоборствующие стороны обозначили главные претензии друг к другу. Второй - политический (1989-1991 гг.), когда грузинская и осетинская стороны вели другом с другом законотворческую ("статусную") войну. Осетинская сторона провозглашала более высокий статус и суверенитет  своего национально-государственного образования, а грузинская отменяла и аннулировала политико-правовые инициативы строптивых оппонентов. Третий - вооруженная борьба (январь 1991- июль 1992 гг.). Четвертый (1992- 2004 гг.) - попытки урегулирования последствий вооруженного противоборства и определения формата взаимоотношений между Тбилиси и Цхинвали. Пятый (начался в мае - июне 2004 г.) - разворачивание нового этнополитического кризиса, «размораживание» конфликта. 20 июля 2004 г. президент Грузии публично заявил, что не исключает возможности денонсации Дагомысских соглашений: «Если в рамках соглашений на территории Цхинвальского района нельзя поднимать грузинский флаг, я готов выйти из этих соглашений». Таким образом, Саакашвили обозначил три стратегические цели Грузии, которые она последовательно реализует вплоть до дня сегодняшнего:

- интернационализировать грузино-осетинский конфликт, подключить к его урегулированию США, страны Европы;

-переформатировать конфликт из грузино-осетинского в грузино-российский и представить его как проявление российского неоимпериализма; 

-отказаться от эксклюзивной роли России как гаранта мира в регионе.

Однако пока ни одна из этих целей не реализована полностью. Сегодня мы можем говорить лишь о психологической победе грузинского лидера. Он фактически убедил «мировое общественное мнение», что этнополитические конфликты на территории Грузии спровоцированы и поддерживаются Россией и не имеют внутренних предпосылок. Сегодня в Вашингтоне и в Брюсселе хотят «смотреть в будущее» и напротив, считают излишним обращаться к истории конфликта. Между тем, сегодня, отмечая 15 лет со дня начала одной из наиболее успешных миротворческих операций в СНГ (а за эти годы миротворцы удержали ситуацию от новой войны), необходимо помнить о тех предпосылках, которые спровоцировали кровавое противоборство начала 1990-х гг.

Что же касается миротворцев, то Тбилиси следует помнить, что это те самые проклинаемые «голубые каски» не позволили осетинским радикалам «зачистить» в начале 1990-х гг. грузинские села Кехви и Тамарашени. Именно эти миротворцы в течение всего периода с момента «заморозки» конфликта и до 2004 года позволяли Тбилиси и Цхинвали сближаться друг с другом (здесь уместно было бы вспомнить и транспортное сообщение, и рынок в Эргнети, и совместное проживание в отличие от большей части Абхазии грузин и осетин). И сегодня при всех своих недостатках миротворцы в Южной Осетии (среди которых, кстати, есть и грузины) блокируют возможность «окончательной разморозки» конфликта. А значит «день миротворца» в Южной Осетии будет сохранять здесь статус национального праздника.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала