Рейтинг@Mail.ru
Центральная Азия: свежее дыхание интеграции - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Центральная Азия: свежее дыхание интеграции

Читать ria.ru в
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вновь озвучил свою давнюю идею о создании союза Центрально-Азиатских государств. Новая региональная структура должна объединить около 55 миллионов человек, а по территории будет почти равна Европейскому союзу.

Илья Шмелев, Максим Яценко

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вновь озвучил свою давнюю идею о создании союза Центрально-Азиатских государств. Новая региональная структура должна объединить около 55 миллионов человек, а по территории будет почти равна Европейскому союзу. Отметим, что совокупный ВВП всех стран региона превышает $60 миллиардов, в них сосредоточены более 8% мировых запасов газа и значительные запасы нефти.  Вместе с тем, главы государств региона не собираются форсировать события в этом направлении, хотя многие из них поддержали предложение Астаны.

Проект союза, прямо скажем, не новый. Все прежние попытки объединить Центральную Азию мало к чему привели - возможно, именно потому, что создания наднациональной организации они не предусматривали. В свое время в рамках организации Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) был предложен проект Международного водно-энергетического консорциума, который так и не вышел из стадии обсуждения и находится в подвешенном состоянии. Не реализован проект создания Международного транспортного консорциума, который мог бы стать катализатором в процессе формирования общей транспортной политики государств региона. Фактически остался на бумаге и проект Международного продовольственного консорциума.

Тем не менее, республики Центральной Азии поддерживают между собой связи как участники региональных организаций (ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС), так и развивают двустороннее сотрудничество через заключение договоров по актуальным направлениям.

Не секрет, что любой грядущий проект интеграции не сможет быть жизнеспособным, если не во главу угла не будет поставлен энергетический вопрос. Такова объективная экономическая действительность, основанная на конъюнктуре мировых рынков.

Наиболее динамично развивающейся региональной структурой в настоящее время является ЕврАзЭС. В ее рамках уже действует зона свободной торговли, проводятся мероприятия по формированию Таможенного союза, в результате которого появится единая для стран региона торговая политика и структура управления транспортными потоками. Посол Казахстана в России Нуртай Абыкаев заявил: «В перспективе после создания Таможенного союза его участники смогут приступить к реализации еще более масштабной задачи - формированию единого экономического пространства Сообщества. После реализации вышеупомянутых стратегических целей именно ЕврАзЭС может стать фундаментом для создания Евразийского экономического союза».

Немаловажную роль играют и двусторонние договора между странами региона. Предмет важнейших из них - это, разумеется, транзит углеводородов, поскольку именно этому вопросу посвящено большинство встреч на высшем уровне. По этому пункту поездка В.В.Путина по Центрально-Азиатским государствам  сняла множество вопросов относительно дальнейшей стратегии развития этих стран.

Финансовые инвестиции и трудовая миграция также являются двумя важнейшими направлениями, оптимизация которые позволит значительно ускориться в направлении объединения региона. Сегодня Россия и Казахстан борются за право быть первыми, как в приеме трудовых мигрантов для насыщения собственных рынков занятости, так и во внешних инвестициях в Киргизию, Таджикистан, Узбекистан. Возникающие в процессе этой деятельности проблемы, как правило, носят несистемный, зачастую спекулятивный характер, а потому постепенно снимаются под давлением рыночных перспектив. Идет унификация законодательства, активно развиваются гибкие тарифные схемы,  пограничная торговля.

Сейчас принято считать, что среди вероятных «собирателей земель» Центральной Азии числятся всего два кандидата - Россия и Казахстан. Россия - традиционный интегратор, чей негативный опыт советского периода начинает постепенно стираться в памяти, а опыт пусть и трудного, но одного из самых успешных путей развития капитализма на постсоветском пространстве постоянно находится перед глазами. Все страны региона в большей или меньшей степени являются русскоговорящими. Россия ежегодно принимает сотни тысяч мигрантов из Центральной Азии - для многих из них это стало неплохим источником пополнения бюджета. Не менее естественными выглядят интеграционные предвкушения Казахстана: помимо общих экономических интересов, в игру вступает культурная идентичность народов стран региона, их принадлежность к единой языковой группе, наличие общих границ. Русский язык здесь тоже не помеха - ничто не мешает Казахстану признать его неофициальным языком общения внутри союза.

С другой стороны, законченного российского проекта интеграции (скорее даже реинтеграции) стран Центральной Азии не существует. Есть несколько работающих структур, таких как ЕврАзЭС, а также множество проектов их развития и перехода на новый уровень интеграции. Россия движется постепенно, обуславливая каждый свой шаг экономической целесообразностью. Это во многом помогает избежать критики Москвы как «советского реваншиста», озабоченного восстановлением былой империи. На базе ЕвАзЭС формируется Единое Экономическое Пространство, которое, по сути, является российским «медленным» вариантом евразийского союза.
Повсеместно подчеркивается, что реализация казахстанского проекта союза отнюдь не означает лишения союзников суверенитета. Правда, если взглянуть на ситуацию со стороны чистого экономического анализа, перспективы пока довольно туманны. Сильная экономика Казахстана, уже выходящая на уровень развития стран Восточной Европы, превосходит все остальные государства региона вместе взятые. Внутренний рынок в этих странах чрезвычайно слаб, производимая национальными экономиками продукция, за исключением сырья, неконкурентоспособна, а потому Центральная Азия сильно зависит от импорта из стран дальнего зарубежья. В этой связи Казахстан, обладающий постоянным притоком валюты, несомненно, получит возможность контролировать национальные экономики соседей, если политические преграды будут сняты. Правда, для многих стран, испытывающих серьезные экономические трудности этот вариант уже не так плох. Например, Киргизия, в которую Казахстан вкладывает 60% от общей суммы инвестиций, а обещает еще больше, уже готова поддержать проект Союза в его казахстанском варианте.

Узбекистан, как неотъемлемый участник будущего объединения,  традиционно выступал соперником Казахстана в Центральной Азии. Пока страны разбирались с внутренними трансформационными проблемами, соперничество было не так явно, хотя лидеры государств старались периодически напоминать друг другу о том, кто, по их мнению, в доме хозяин. Однако более гибкому Казахстану удалось в последние годы значительно обогнать соседа, получить все основания считать постсоветские реформы успешно завершенными и начать стратегическое планирование долгосрочного развития страны и ее перспектив в качестве регионального лидера. Узбекистан, признавая успехи Казахстана, тем не менее, не видит основания отказываться от собственных взглядов на будущее региона. Примечательно, что когда несколько лет тому назад Нурсултан Назарбаев поднял вопрос о союзе Центрально-Азиатских государств, президент Узбекистана Ислам Каримов намекнул коллеге на якобы имевший место плагиат и заявил, что на эту тему он высказывался уже давно. Впрочем, большинство экспертов сходится во мнении, что здравомыслие не позволит Узбекистану предпринимать какие-либо решительные шаги в вопросе продвижения собственной модели интеграции Центральной Азии, поскольку преимущество главного интеграционного ресурса - экономического (в первую очередь, энергетического), сейчас не на стороне Ташкента. Тем более в этом вопросе он вряд ли найдет поддержку извне: США отказали Каримову в доверии, отношения с Турцией охладели еще раньше, Россия сама активно отстаивает свои интересы в регионе.

При этом надо учесть, что, несмотря на периодические уверения  Астаны в евразийской основе Казахстана как государства, сам предлагаемый проект интеграции стран Центральной Азии все же является сугубо региональным и, следовательно, азиатским. Свою жизнеспособность и верность наднациональным идеям этому проекту придется доказывать в самой жесткой экономической и политической борьбе. А если учесть тот факт, что многие из вероятных участников союза стоят почти в самом конце списка по уровню жизни, процесс может растянуться на долгие годы. Здесь российский вариант интеграции, менее требовательный и амбициозный, действительно является по сути своей евразийским, хотя, в отличие от казахстанского, не дает политических гарантий странам Центральной Азии. Россия вообще в последнее время отошла от сложных формул политического взаимодействия и перешла к более простым рыночным механизмам, что, конечно, подтачивает СНГ, зато позволяет отстраивать новые интеграционные механизмы «с нуля», минуя ошибки, накопленные за последние 15 лет независимого существования. Российский проект имеет и значительные недостатки - накоплен солидный багаж взаимных претензий со странами Европы и с США, многие из которых имеют тенденцию перерастать в непримиримые противоречия. Это, в частности, подтвердила встреча Владимира Путина и Кондолизы Райс. Казахстан, напротив, находится сейчас на пике своей популярности у администрации США. Репутация у передовых западных стран - важный идейный и экономический ресурс. Еще в 2005 году идею союза поддержал Европейский банк реконструкции и развития. А у США есть свой проект объединения - так называемая «Большая Центральная Азия», куда будет приписан и проблемный Афганистан. Но никаких серьезных шагов в реализации этого проекта никто пока не предпринимал.

Непосредственный интерес к Казахстану проявляют и европейские потребители нефти и газа, которые желают получить альтернативные источники углеводородов и пути их доставки, минуя «упрямую» Россию. Так, Польша инициировала создание к 2011 году нефтяного маршрута Одесса-Гданьск в обход России с использованием уже построенных трубопроводов Одесса-Броды (Украина) и Плоцк-Гданьск. К этой идее присоединились Азербайджан, Грузия, Украина, а также Казахстан, который, правда, занимает весьма уклончивую позицию. В прошлом году Казахстан транспортировал 52,3 миллиона тонн нефти, из них 42 миллиона тонн - через Россию. Последняя встреча Путина и Назарбаева показала, что ни одна из сторон не собирается ломать эту тенденцию. Более того, достигнутые в результате центрально-азиатского турне Путина договоренности, в частности, о строительстве Прикаспийского трубопровода предполагают еще большее укрепление сотрудничества между Россией, Казахстаном и Туркменистаном в транспортировке углеводородов. Ныне Казахстан производит 1,2 миллиона баррелей нефти в день, а к 2015 году ежедневные объемы могут вырасти до 3 миллионов баррелей, достигнув производственного уровня Ирана. Туркмения обладает 2,86 триллионами кубометров лишь доказанных запасов природного газа. Объем добычи газа там составляет 60 миллиардов кубометров в год, при этом 50 миллиардов кубометров экспортируется. На данном этапе России удалось обыграть своих европейских соперников и предложить Казахстану и Туркмении такой вариант сотрудничества, который устраивает все стороны, без всяких фантазий и заоблачных мечтаний. Трехстороннее соглашение вносит критические изменения в американские планы по созданию Транскавказского газопровода, который должен был обеспечить поставки газа из Центральной Азии в Европу в обход России - по дну Каспийского моря.

России и Казахстану не обязательно спорить о том, каким образом будет объединена Центральная Азия, хотя бы потому, что никаких взаимоисключающих пунктов оба проекта не предлагают. В конце концов, и Казахстан и Россия доказали, что самые сложные и насущные вопросы они способны обсуждать и решать, причем решать бесконфликтно и на прочной взаимовыгодной основе.

Свои комментарии грядущего процесса объединения дает глава Казахстанского МИД Касымжомарт Токаев: «Хотел бы сразу подчеркнуть, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не имел в виду создание союзного государства с поглощением суверенитета стран-участниц. Глава государства имел в виду углубление интеграции, координацию политики в осуществлении экономических реформ путем создания зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка услуг, товаров, капиталов и рабочей силы, валютного союза».
Реализация этих пунктов не может нанести российским интересам какого-либо ущерба. Напротив, экономический контекст будущего союза для обоих государств является одним из важнейших. И здесь нет никакой причины сомневаться в том, что и Россия, и Казахстан найдут себе место в объединенной Центральной Азии, выстроят оптимальную форму взаимодействия друг с другом, не дадут похоронить действительно исторический проект в мелких разборках и взаимных придирках.

Свой значительный вклад в объединительный процесс центрально-азиатского региона вносят экспертные, аналитические институты, используя богатый опыт и исследовательский материал, предлагая все новые решения проблем на пути интеграции. Институт Мировой Экономики и Международных Отношений (ИМЭМО) и Казахстанский Институт Стратегических Исследований при Президенте Республики Казахстан (КИСИ) при поддержке фонда «Азия. Стратегия» провели в апреле 2007 года международную научно-практическую конференцию «Казахстан и Россия: экономические и политические аспекты стратегического партнерства» (итоговые материалы конференции можно найти на www.asiastrategy.ru).  А к сентябрю 2007 года они готовят очередной доклад на тему: «Современное состояние и перспективы развития отношений стран центрально-азиатского региона в области транспорта и коммуникаций».
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала