Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Во благо потребителей российского газа в Евросоюзе «Газпром» предлагает им все новые альтернативные маршруты поставок. В конце июня наша газовая госмонополия достигла предварительной договоренности с итальянским концерном ENI о строительстве газопровода «Южный поток» по дну Черного моря через территорию Болгарии и Греции на Апеннины. Материальный выигрыш от этого проекта для самой российской компании не очевиден. Зато стал понятен ее новый геополитический приоритет - Южная Европа: в союзники выбраны близкие в историко-культурном отношении греки и болгары, а также давний партнер из Италии - ЕNI. Планам же Турции транспортировать газ из Каспийского бассейна в Европу через свою территорию поставлено серьезное препятствие.
23 июня в Риме представители ENI и "Газпрома" договорились приступить к новому амбициозному проекту в газовой индустрии - трубопроводу «Южный поток» примерной стоимостью в 10 млрд. евро. От черноморского побережья России он пройдет по дну моря до болгарского берега, затем по суше пересечет Болгарию и Грецию (видимо, параллельно строящемуся при участии России нефтепроводу Бургас-Александропулос, Burgas-Alexandropoulos), а потом уже по дну Адриатики дойдет до южного побережья Италии. Возможно, из Болгарии также построят сухопутное ответвление до Словении и Австрии, откуда газ ТОЖЕ можно будет поставлять в Италию. Уже через день после подписания меморандума в Риме, на встрече глав 10 балканских стран в столице Хорватии Загребе, российский президент Владимир Путин подчеркнул, что «Южный поток» строится в интересах европейских потребителей газа. Действительно, самым ощутимым результатом этого проекта, если он претворится в жизнь, станет большее спокойствие Евросоюза относительно гарантий поставок «голубого топлива» из России.
«Южный поток» - явное воплощение политики «Газпрома» последних двух лет: поставлять газ в Западную Европу, во что бы то ни стало, минуя братьев-славян из Украины и Белоруссии, а заодно и Польшу. Любопытно, что прежде его руководство проводило прямо противоположную политику: «Газпром» поставлял Украине и Белоруссии топливо по ценам гораздо ниже западноевропейских, зато и за транзит газа через их территорию в Евросоюз платил с большой скидкой. Однако эта схема постоянно давала сбои. Всем сторонам хотелось получать настоящие деньги, а не обмениваться скидками. «Газпром» стал повышать цены на газ Украине и Белоруссии, те же стали повышать встречные требования за транзит. Дело дошло до скандалов: зимой 2005/2006 - с Украиной и зимой 2006/2007 - с Белоруссией. Потому что именно под Новый год «Газпром» любит перезаключать контракты, а, другими словами, повышать цены. За этими разборками с содроганием следили в Западной Европе. Потому что из-за споров с ближайшими соседями «Газпром» сокращал подачу газа в трубу, и до Италии или Германии «голубого топлива» доходило намного меньше, чем полагалось по контрактам.
У самого же «Газпрома» тем временем вызрели планы построить новые газопроводы на Запад в обход неуступчивых украинцев и белорусов. Первым символом этой политики стал проект Северо-европейского газопровода (СЕГ), который от российского побережья Балтики должен дойти до побережья Германии. На его пути не будет ни одной транзитной страны. Единственная проблема - надо как-то изловчиться и обойти территориальные воды Эстонии. «Южному потоку», правда, без транзитных стран не обойтись. Но в «Газпроме» не без оснований надеются, что Болгария и Греция, на которых благодаря этому проекту может свалиться нежданный поток зарубежных инвестиций, будут очень рады стать «южными воротами» российского газа в Западную Европу.
Впрочем, платить новым транзитным странам «Газпрому» все равно придется, да и сам проект «Южный поток» стоит огромных денег. Поэтому его финансовая целесообразность вызывает большие вопросы. Дело в том, что увеличить поставки российского газа на Балканы и в Италию можно значительно более дешевым способом: продолжив и расширив уже существующие маршруты. Например, крупнейший из ныне действующих газопроводов, соединяющих Россию с Западной Европой, -- «Союз». Кроме того, из России в Турцию по дну Черного моря уже проведен газопровод «Голубой поток», ответвление от него в Европу тоже стоило бы намного дешевле.
Тем не менее, в странах Евросоюза, испытавших не себе негативное влияние российско-украинских и российско-белорусских газовых диспутов, проекты, подобные СЕГ и «Южному потоку», сейчас воспринимаются на ура. Логика следующая: пускай газ остается российским, но если он пойдет, минуя Белоруссию и Украину, шансов, что он вовремя и в полном объеме попадет в точку назначения, становится намного больше. Безопасность поставок можно достичь не только благодаря новым поставщикам, но и за счет новых маршрутов, -- так теперь мыслят в Еврокомиссии.
Для России же этот проект важен, в первую очередь, в геополитическом отношении. Разочаровавшись в «неблагодарных» соседях на Украине и Белоруссии, она теперь хочет вновь укрепить связи со своими многовековыми союзниками на Балканах - Грецией и Болгарией. Кроме того, Россия явно собирается и дальше развивать стратегическое партнерство с итальянским концерном ENI. Он как раз получит существенный финансовый результат от сотрудничества с «Газпромом». Итальянцы уже помогали на подрядной основе строить «Газпрому» «Голубой поток» в Турцию. Очевидно, что если осуществится и «Южный поток», то основную часть работ по его прокладке выполнит ENI, за что «Газпром», который не силен в строительстве газопроводов под водой, щедро ему заплатит.
А вот Турции явно не повезло. Планы по совместному строительству, с тем же «Газпромом», отвода от «Голубого потока» в Европу, судя по всему, похоронены, если не навсегда, то очень надолго. Более того, из-за того же «Южного потока» совсем неопределенным становится будущее проекта Nabucco по транспортировке газа из Каспийского региона через Турцию в европейские страны.
В то же время, не стоит забывать, что и «Южный поток» находится только в самой начальной стадии проработки. В течение полутора лет его участники будут только изучать возможность его осуществления. И, как отмечают отраслевые эксперты, вполне возможно, что, подсчитав реальную стоимость проекта, они могут и передумать. Помимо этого, в мировой нефтегазовой геополитике имеет место не только конкуренция среди действующих трубопроводов, но и между проектами, которые могут ими и остаться. Возможно, что «Южный поток» и был предложен, главным образом, для того чтобы остудить пыл авторов проекта Nabucco.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции