Рейтинг@Mail.ru
О лекарствах. Не про жуликов - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

О лекарствах. Не про жуликов

Читать ria.ru в
Тема программы ДЛО (Дополнительного лекарственного обеспечения) уже давно обрела драматический характер. Тут и аресты, и снятие высокопоставленных чиновников, и резкие заявления первого вице-премьера Медведева в адрес участников этой программы («Одни жулики лекарства производят, другие продают, третьи посредничают»). Потом в дело вмешался президент и поручил Медведеву взять программу под свой контроль.

Андрей Вавра, политический обозреватель РИА Новости.

Тема программы ДЛО (Дополнительного лекарственного обеспечения) уже давно обрела драматический характер. Тут и аресты, и снятие высокопоставленных чиновников, и резкие заявления первого вице-премьера Медведева в адрес участников этой программы  («Одни жулики лекарства производят, другие продают, третьи посредничают»).  Потом в дело вмешался президент и поручил Медведеву  взять программу под свой контроль.

Сегодня государство задолжало участникам программы ДЛО  за 2006 год  более 40 млрд. рублей. Деньги изыскиваются. Но существует и предложение вообще списать образовавшийся долг на убытки производителей. А вину возложить на врачей, которые, вступая в сговор с производителями, выписывают больным дорогие, а подчас и ненужные лекарства. А Путин в числе виновников также назвал неумеренные аппетиты фармацевтических компаний.

Народ  охотно верит этим словам, потому что - как у нас и вдруг без жуликов. Но  если на программе кормятся сплошь жулики, коррупционеры и рвачи, зачем им губить свою кормушку? А ведь сейчас программа ДЛО реально находится под угрозой срыва.

Что-то тут не сходится.

Давайте попробуем отмотать ситуацию к самому началу.

Что получали компании, включенные в программу ДЛО? Они получали гарантированный сбыт значительных объемов своей продукции. Но, по условиям программы, оплачивалась их продукция с полугодовой задержкой (требовалась проверка выписанных рецептов). Это было тяжело, но терпимо. Сейчас им объявлено, что срок оплаты удлиняется, и будет составлять теперь уже один год.  

Но за этот год происходит подорожание электроэнергии, расходных материалов, рабочей силы и т.д. и т.п. Словом, через год - с учетом инфляции - это будут уже совсем другие деньги.

Итак, за сегодняшние поставки государство обещает расплатиться только через год подешевевшими деньгами, за прошлые  еще не расплатилось и грозится деньги  вовсе не возвращать (интересно, а для каких тогда целей государство копит деньги в разного рода фондах?).  

Что делать производителям? Им приходится снимать с производства лекарства, у которых низкий уровень рентабельности - а это в основном так называемые жизненно необходимые лекарственные средства, наиболее ходовые и дешевые.

Небольшое пояснение. Существует список жизненно необходимых лекарственных средств. И государство заинтересовано, чтобы в него входили дешевые лекарства. В связи с этим оно устанавливало производителям ограничения по цене. Зато вводило освобождение по налогу на прибыль. Цена фиксированная, с учетом инфляции не индексируется. А теперь еще государство не платит за данные лекарства, отпускаемые по программе ДЛО. Понятно, что производители, в конце концов, вынуждены были снимать    дешевые лекарства с производства.

В том же направлении - раз государство не платит - вынуждены думать и дистрибуторы.  Им выгоднее, экономя на логистике, иметь дело с одним препаратом. К тому же, самым дорогим, поскольку и аптека, и дистрибутор получают проценты от цены отпущенного лекарства.

Сегодня по программе ДЛО ежемесячно расходуется одна двенадцатая часть выделенных на 2007 год бюджетных средств. Поскольку их явно не хватает, каждому региону определены лимиты. А по этим лимитам выходит, что, например, больному ОРЗ можно выписать лекарство от насморка, а от температуры - уже нельзя. Лимит не позволяет.

В связи с этим регионы не могут дать заявки в объемах лимита. Дистрибуторам говорят: «Грузите лекарства по потребностям!» А те, понимая, что им заплатят неизвестно когда, или не заплатят вовсе, и уж точно не заплатят, если они отгрузят лекарства сверх лимитов, не грузят их вовсе (если сейчас производители обратятся в суд за просроченные платежи, то легко разорят  всех дистрибуторов). 

Конечно, как у нас без жуликов, но приходится признать, что государство откровенно не справилось с функцией централизованного распределения льготных лекарств. Хотело создать нечто большое, чистое и эффективно работающее - не получилось...

В чем причина финансовых трудностей программы?

Во-первых, в список льготных лекарств попали оригинальные препараты фирм-разработчиков. А они-то как раз самые дорогие. В этой ситуации врач, имеющий выбор прописать дорогое лекарство или его более дешевый аналог (так называемый, «дженерик»), выбирает лекарство дорогое, апробированное долгими годами применения.

Во-вторых, люди с тяжелыми наследственными заболеваниями составляют примерно полпроцента участников программы. Стоимость их лечения - около 2,5 тыс. долларов в неделю, и снимать их с льготного обеспечения равносильно смертному приговору.  Но в результате, они  «съедают»  по разным подсчетам от 20 до 40% всего ее бюджета. Зачем было таких специфических больных включать в общую с остальными льготниками программу?

Были и другие просчеты - с численностью участников программы, с отсутствием  стандартов лечения (а без этого какие финансовые расчеты?) и т.д. и т.п.

А началось все с промашки в финансировании. Из выделенных бюджетом на 2005 год более 50 млрд. рублей было израсходовано только 27. По причине того, что программа начала работать практически только со второго полугодия (в первой половине года решались оргвопросы, отлаживалась вся система работы программы). Тем не менее, планируя расходы на следующий год, Дума и Минфин отталкивались от объема освоенных средств. Освоили 27 млрд.? Ну, теперь дадим побольше, теперь  пусть освоят 29! Понятно, что к середине года все деньги кончились...

На 2007 год бюджет планирует 34,9 млрд. рублей и это при том, что по расчетам емкость сегмента ДЛО составит по разным подсчетам от 54 до 73 млрд. рублей.

То есть, проблемы программы  запланированы изначально, а в дальнейшем грозят усугубиться еще более. Даже и без всякого участия жуликов, коррупционеров и рвачей.

И последнее. Практически у всех восточноевропейских фармацевтических компаний в связи с участием в ДЛО, где они терпят убытки,  возникли серьезные финансовые проблемы. Чего уж тут говорить о российских компаниях. И уже начался выход производителей из программы. Такое ощущение, что реализация программы ДЛО ведется с твердым намерением окончательно подорвать конкурентоспособность российской фармацевтики (которая уже сейчас стала проигрывать своим коллегам из Восточной Европы) и отдать отечественный рынок под полный контроль межнациональных фармацевтических гигантов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала