Рейтинг@Mail.ru
Помочь Бушу на Ближнем Востоке может только Иран - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Помочь Бушу на Ближнем Востоке может только Иран

Читать ria.ru в
Администрации США предстоит трудный и крайне неприятный выбор: нужно ли, и можно ли, привлечь Иран к процессу стабилизации ситуации в регионе. То есть, в общем, в Ираке. Что делать? Бейкер и Гамильтон ради прекращения насилия в Ираке предлагают подключение к делу Ирана. Предложение логичное, однако, учитывая взаимные «симпатии» тегеранской и вашингтонской администраций, его реализация вызывает сомнения.

Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.

Администрации США предстоит трудный и крайне неприятный выбор: нужно ли, и можно ли, привлечь Иран к процессу стабилизации ситуации в регионе. То есть, в общем, в Ираке.

Причем, на сей раз этот вопрос инициируется американской стороной. Согласно нашумевшему докладу бывшего госсекретаря США Джеймса Бейкера и бывшего конгрессмена Ли Гамильтона, врученному нынешнему хозяину Белого дома в минувшую среду, ситуация в Ираке может скатиться к хаосу, который не только приведет «к свержению правительства и гуманитарной катастрофе». Велика  опасность того, что  кровопролитие   перекинется на другие государства региона, и конфликт станет региональным.

Вердикт Бейкера-Гамильтона крайне неутешителен  - в этом случае имиджу США в мире будет нанесен непоправимый на обозримое будущее урон, а внутри страны мнения самих американцев по вопросу Ирака станут «еще более полярными».

Что делать? Бейкер и Гамильтон ради прекращения насилия в Ираке предлагают подключение к делу Ирана. Предложение логичное, однако, учитывая взаимные «симпатии» тегеранской и вашингтонской администраций, его реализация вызывает сомнения. 

Предложение Тегерану о двустороннем (американо-иранском)  сотрудничестве в Ираке потребует прямых двусторонних переговоров с ним. Но одно это уже для администрации Буша до сего дня считается невозможным. 

Причин тому несколько. Одна из них - пресловутое иранское ядерное досье.  «Мы исключаем двусторонние переговоры (с иранской стороной) до тех пор, пока Иран под контролем других сторон не прекратит деятельность по обогащению и переработке урана», уже прокомментировал рекомендации группы Бейкер-Гамильтон официальный представитель Белого дома.    

Другая причина еще более болезненна для Вашингтона - неизвестно, как поведет себя сам Иран, который в последнее время усиленно позиционирует себя как новая ближневосточная  держава. Не приходится сомневаться в том, что Тегеран затребует много, если вообще снизойдет до переговоров.

Вдобавок сам Иран сегодня в меньшей степени, чем кто-либо другой в регионе, заинтересован в том, чтобы США ушли из Ирака. В Тегеране прекрасно осознают ту меру ответственности, которая ляжет в этом случае на Иран. А достаточно ли у иранской стороны сил,  средств и вообще возможностей, чтобы удержать ситуацию в соседней стране от сползания к войне, притом, что  речь идет еще и о Ливане, о палестино-израильском конфликте?  

Конечно, нет. Более того, стремление Ирана выйти на лидирующие позиции в регионе из-за его ядерной программы встречается в штыки государствами Персидского залива. Доказательство тому - отвергнутая ими инициатива Тегерана о заключении пакта о ненападении и невмешательстве в дела друг друга, который бы снял напряжение вокруг его ядерного досье.

Так что у Ирана есть все шансы для того, чтобы не только остаться один на один со всеми возможными проблемами в регионе, в случае ухода США, но еще и столкнуться с антииранской коалицией. Тем не менее, Тегеран продолжит «бойкотировать» присутствие США в регионе, не переступая при этом только ему известной «красной черты». Для Тегерана это явно выигрышная позиция в заочном «торге» с Вашингтоном, причем не только в споре по ядерному досье, но и в отстаивании региональных приоритетов.

Да ведь есть еще и нынешнее правительство Ирака, которое по понятным причинам не хочет лишний раз высказываться об уходе американцев. Что создает для Ирана дополнительные сложности. Пример тому - хотя бы  недавний ирано-иракский саммит. Визит президента Ирака Талабани в Иран был обставлен Тегераном как складывающийся стратегический альянс на Ближнем Востоке. Подписанное Талабани и Ахмадинежадом совместное заявление затрагивает целый ряд важнейших вопросов, касающихся урегулирования двусторонних отношений и ситуации в целом, но ни слова не содержит относительно коалиционных сил, размещенных в Ираке.

В Белом доме не исключают, что еще до конца декабря президент Джордж Буш объявит об изменении стратегии США в Ираке. Это будет сделано после того, как Буш сравнит выводы уже полученного им в среду доклада комиссии Бейкера-Гамильтона с рекомендациями двух других аналогичных докладов по Ираку. Один из них готовится сейчас для Белого дома советом национальной безопасности при президенте, второй -  объединенным комитетом начальников штабов вооруженных сил США

Пока же администрации Буша, очевидно, следует признать, что у США на сегодняшний день нет сколько-нибудь внятной позиции по развивающейся ситуации в ближневосточном регионе. Это касается и отношений Израиля и ПНА, и ситуации в Ливане. Позиция по Ираку тоже нуждается в существенной корректировке. Ключ ко многим проблемам можно было бы обнаружить в Иране, но, как видим, и это нелегко.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала