Рейтинг@Mail.ru
Бензин - спецпредложение для России - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бензин - спецпредложение для России

Читать ria.ru в
Мировая практика показывает, что если цены на нефть снижаются, то неизменно следом падают цены на ее производные, в том числе, и на бензин. Скажем, в США цены на бензин снижаются уже четвертую неделю подряд, причем, довольно интенсивно - в неделю на 4%...

Политический обозреватель РИА Новости Александр Юров.

Мировая практика показывает, что если цены на нефть снижаются, то неизменно следом падают цены на ее производные, в том числе, и на бензин. Скажем, в США цены на бензин снижаются уже четвертую неделю подряд, причем, довольно интенсивно - в неделю на 4%. И сейчас, в сентябре, они достигли наименьшего уровня за пять месяцев. Американцы говорят, что для них это обычное дело: летний сезон подходит к концу, а значит, одновременно снижается спрос на горючее. Однако в РФ все не так.

Из года в год в сентябре российские цены на топливо традиционно повышаются, хотя, как и за океаном, у людей тяга к перемещениям сокращается. К тому же в этом году августовское, а затем и сентябрьское повышение цен на бензин причудливо совпало с еще одним нетрадиционным фактором, отнюдь не сезонным - начиная с августа, падают мировые цены на нефть и довольно быстро. За четыре недели цена барреля «черного золота» с более чем $70 скатилась почти до $64. Скорее всего, именно это событие повлияло на снижение цены бензина в США. Однако в России в это же время автомобильное топливо начало быстрыми темпами дорожать. С января по август цены выросли более чем на 9%. В сентябре тенденция продолжилась: только за первую декаду его цена в среднем увеличилась на 2%, а по отдельным маркам даже на 3%.Тем самым розничная цена автомобильного топлива перевалила психологически важный для россиян барьер в 20 рублей за литр (1$ примерно равен 27 руб.).

Конечно, сейчас в Европе такой ценой никого не удивишь. В расположенной по соседству с Россией Польше бензин уже давно стоит больше 40 рублей за литр (в пересчете по курсу Банка России), а в Великобритании и вовсе все 50. Однако в отличие от России в этих странах нефть не добывают. При этом каждый россиянин знает, что в богатых углеводородным сырьем странах Персидского залива за те же деньги можно налить от 10 до 20 литров бензина.

Впрочем, в России бензин дешевеет редко. В Московской топливной ассоциации уверяют, что изменение цены на нефть в первую очередь влияет на оптовую стоимость горючего, и лишь через месяц или два мировая рыночная конъюнктура начинает влиять на стоимость бензина на автозаправочных станциях. Как правило, за это время в стране набирает обороты инфляция, а значит, в конце концов, стоимость розничного бензина лишь на некоторое время замирает на стабильном уровне... До очередного скачка цен на «черное золото».

Такое странное ценовое поведение российского бензина объясняется необычной структурой его цены. На первый взгляд, как и любой товар, его цена состоит из себестоимости сырья, стоимости переработки нефти, прибыли и различных налогов. Однако в отличие от других товаров, на финальную величину цены практически не влияет внутренний рынок.

Судите сами. Себестоимость добычи нефти в структуре бензина - это всего лишь 5,5%. Доля затрат на переработку нефти - чуть выше 17%. Прибыль нефтеперерабатывающих предприятий - также около 7%, АЗС - немногим более 3%. Остальное - налоги: акциз, налог на добычу полезных ископаемых, НДС и так далее. Любопытно, что с начала года вслед за увеличивающейся ценой автомобильного топлива возросла относительная доля только двух составляющих в цене бензина - налога на добычу полезных ископаемых, величина которого устанавливается в зависимости от мировых цен на «черное золото», и прибыли нефтеперерабатывающих комбинатов. Именно рост этих составляющих и вызвал подорожание бензина на АЗС. Все остальные параметры цены в течение года уменьшались. Очевидно, что в этом году за ценовой всплеск несут ответственность два субъекта: государство и частный владелец нефтеперерабатывающего предприятия.

Естественно, государство виновато всегда, когда что-то в стране выходит из-под контроля. Однако на этот раз мера ответственности чиновничества не самая весомая. Конечно, правительство могло бы оперативнее менять свою налоговую политику... Впрочем, справедливости ради надо сказать, что НДПИ - это регулятор работы разработчиков месторождений. Величина этого налога, прежде всего, влияет на цену сырья, поступающего на нефтеперерабатывающие заводы. Да и меняется величина НДПИ не чаще одного раза в два месяца.

Более существенную роль в величине розничной цены на бензин играет другой параметр - возрастающая прибыль производителей бензина. За восемь месяцев 2006 года доля акциза в цене бензина снизилась практически на 5%, себестоимость переработки и добычи нефти уменьшилась на полпроцента, прибыль АЗС сократилась более чем на 5%. Зато прибыль НПЗ возросла более чем на 4%.

У «нефтяного» сообщества имеется дежурная отговорка: цены растут из-за нехватки топлива. Дескать, количество автомобилей на дорогах России ежегодно увеличивается на 1 млн., а новых заводов по производству высококачественного топлива не строится. К тому же, в августе-сентябре несколько предприятий закрылось на плановую профилактику. Ежегодно именно этими аргументами объясняют все выше поднимающиеся цены. Однако на этот раз традиционная аргументация обросла конкретикой. Глава крупнейшей российской нефтяной компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов предложил отменить налог на добавленную стоимость для нефтехимического оборудования, ввозимого в страну.

В министерстве экономического развития и торговли видят проблему несколько иначе. Заместитель министра Андрей Шаронов считает, что величина налогов не является критичным фактором при росте стоимости цены бензина, так же не является критичным фактором рост мировых цен на нефтепродукты. Тем не менее, правительство готово идти навстречу нефтяникам. До конца года будут подготовлены поправки в Налоговый кодекс. Главной же причиной роста цен, по мнению Шаронова, является отсутствие конкуренции в отрасли.

И все же говорить о столкновении интересов государства и частных предпринимателей преждевременно. По мнению министра экономического развития и торговли Германа Грефа, цены на нефтепродукты не должны превысить прогнозируемый уровень инфляции в 9%. Другими словами, до конца года цены должны даже немного снизиться. Правда, пока непонятно, за счет чего. Налоговые изменения, о которых говорят в правительстве, могут быть одобрены Госдумой не ранее весенней сессии будущего года. То есть вступят в силу только через год. Впрочем, даже в этом случае новые налоговые правила коснутся только нефтяных компаний. Розничный рынок нефтепродуктов отреагирует на них не ранее зимы 2008 года. Простым российским автолюбителям придется уповать на добрую волю нефтяников. Впрочем, есть более реальная надежда - нефтяная биржа, которая будет регулировать нефтяные цены для внутреннего рынка. Документы, необходимые для ее создания, увидят в правительстве уже в ближайшее время.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала