Рейтинг@Mail.ru
Система образования в России модернизируется гибко - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Система образования в России модернизируется гибко

Читать ria.ru в
Среди многочисленных проблем, оказавшихся ключевыми для перемен общественной жизни в России, модернизация системы образования сразу получила статус приоритетной. При этом для осуществления новаций на этом направлении был избран очень гибкий, демократичный путь. Предложив свой план модернизации отрасли, Министерство образования и науки России ведет постоянный диалог с обществом...

Обозреватель РИА Новости Татьяна Синицына. 

Среди многочисленных проблем, оказавшихся ключевыми для перемен общественной жизни в России, модернизация системы образования сразу получила статус приоритетной. При этом для осуществления новаций на этом направлении был избран очень гибкий, демократичный путь. Предложив свой план модернизации отрасли, Министерство образования и науки России ведет постоянный диалог с обществом, привлекает к обсуждению специалистов, анализирует мнения «за» и «против», и на основании всего этого вносит коррективы в первоначальные планы.

В России сегодня насчитывается 1320 высших учебных заведений с филиалами. Они охватывают все отрасли человеческих знаний. 600 вузов существуют на средства государственной казны, остальные - частные, однако обязательно имеют государственную лицензию, аттестацию или аккредитацию. Стоимость обучения в вузе составляет $2-5 тысяч ежегодно, что, конечно, не всем по карману.

Впрочем, половина студентов государственных вузов, прошедших конкурсные экзамены, учится бесплатно - успешные студенты получают стипендии. По численности студентов, получающих знания бесплатно, Россия занимает первое в мире место: в университетах, вузах и академиях за государственный счет занимается 3 миллиона молодых людей - больше, чем во всех странах Западной Европы, вместе взятых.

Наплыв абитуриентов в вузы с каждым годом снижается из-за неблагоприятной демографической полосы, в которую входит Россия. Ситуация объясняется последствиями Второй мировой войны и негативом новейшей истории - распадом Советского государства. Как считает министр образования Андрей Фурсенко, существует потенциальная угроза того, что в условиях дефицита абитуриентов вузы будут готовы взять на студенческую скамью выпускника школы любого уровня подготовленности. «Вполне вероятно, потребуется ввести «фильтры» уровня знаний, чтобы абитуриентов, не набравших установленный минимум баллов, вузы не могли бы принимать ни на бюджетные (бесплатные), ни на платные места», - считает министр. Он опасается профанации образования - слабый контингент студентов автоматически приведет к снижению качества всей системы образования.

Есть угроза «профанации образования» также со стороны частных, коммерческих вузов. В обществе до сих пор сохраняется некий элемент недоверия к ним. В подавляющем числе эти вузы аттестованы Министерством образования, дают полноценный объем знаний, они получили право выдавать своим выпускникам общепринятый государственный диплом. И все же проблема существует, о чем говорит недавний инцидент, произошедший в Гуманитарном университете Натальи Нестеровой (Москва), где вскрылась подделка зачетных книжек студентами, сумевшими подкупить преподавателей.

По словам профессора Натальи Нестеровой, весь деканат юридического факультета был уволен сразу, как выяснились махинации, а покаявшимся студентам предстоит пересдавать дисциплины. К сожалению, некоторые студенты негосударственных вузов зачастую относятся к своим учебным учреждениям с позиции «заплатил - и спи спокойно, диплом все равно выдадут». Преподаватели же частных вузов (в основном это - работающие по совместительству преподаватели государственных учебных заведений) допускают излишний либерализм, усекают объем курса знаний, снижают требования на экзаменах.

Во всяком случае, ни в одном национальном рейтинге вузов, не говоря уже о мировом уровне, российские частные вузы пока не значились. Рейтинг, конечно, не абсолютный инструмент оценки вузов, но все же он дает представление о ситуации. Так, в общемировой рейтинг высших учебных заведений 2005 года, составленный китайскими специалистами (Институт Высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун), попали только 2 российских вуза - Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (67-е место)  и Санкт-Петербургский государственный университет (342-е). Причем оба улучшили свои позиции - прежние китайские показатели, составляли, соответственно,  112-е и 422-е места.

В России же институты и университеты сегодня оценивает благотворительный фонд Владимира Потанина, главы холдинга «Интеррос». Эта организация проводит конкурсы среди студентов на получение дополнительной стипендии. В этом году, по данным фонда, в пятерку лучших вузов вошли Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, Московский инженерно-физический институт, Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, Петербургский государственный университет и Петербургский государственный политехнический университет. К концу года свой рейтинг впервые представит Общественная палата РФ вместе с Министерством образования. Деятельность университетов в данном случае будет оцениваться с точки зрения рынка труда - насколько нравятся работодателям выпускнини того или иного вуза.

Образовательное наследие России складывалось ни один век. Первыми учителями были священники, обучавшие детей грамоте для чтения псалмов. Светские учебные заведения в русском государстве появились в начале XYII века. Первым высшим учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия, созданная в 1687 году в Москве по инициативе просветителя и проповедника Симеона Полоцкого. Самым известным выпускником этой академии стал сын северопоморского рыбака Михаил Ломоносов, великий ученый-полиглот, которого звали «русским Леонардо».

По проекту Ломоносова, при активном участии поклонника просвещения графа Шувалова, в 1755 году дочь Петра Великого императрица Елизавета учредила первый университет - Московский, то есть современный МГУ имени М.В.Ломоносова. Многие воспитанники этого авторитетного вуза стали гордостью российской науки, литературы: писатели А. Грибоедов, М.Лермонтов, А.Чехов, физиологи, врачи - Н.Пирогов, С.Боткин, И. Сеченов, К.Тимирязев, физики - лауреаты Нобелевской премии, И.Тамм и Л.Ландау и многие другие.

По своим физическим параметрам современная система российского образования давно превзошла советскую. И это несмотря на то, что из состава страны выбыли 14 бывших республик СССР. Значение образования вообще (как и высшего образования в частности) остается огромным. Российская система образования традиционно сохраняет за собой принцип повышенной требовательности, широкого спектра знаний. 

Компьютерные технологии, Интернет развили в последнее десятилетие технологии дистанционного обучения. Сегодня в стране уже сотни тысяч студентов постигают знания посредством Интернета. Необыкновенная популярность дистанционного обучения объясняется, прежде всего, тем, что процесс знаний становится доступен каждому и за небольшую плату.

Этот метод получения знаний был горячо поддержан общественностью, быстро вошел в практику, стал модной идеей. Федеральное Министерство образования также поддержало новацию, создав специальную программу развития дистанционных образовательных технологий, насыщая вузы необходимой современной техникой.

Система "удаленного обучения" выделила 3 основных направления: интернет-технологии, спутниковые телекоммуникационные технологии и кейстехнологии. Но не снижает ли качество знаний способ «удаленного образования»? Эксперимент, проведенный Министерством образования, показал, что качество обучения посредством дистанционных технологий полностью соответствует государственным образовательным стандартам России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала