Рейтинг@Mail.ru
Обмен ракет на отпущение грехов - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обмен ракет на отпущение грехов

Читать ria.ru в
В незапамятную старину на Аляске, как, впрочем, и на соседней Чукотке, действовали торговые дома, именуемые факториями, где российские и американские купцы бойко занимались натуральным обменом. За шкуры морских котиков можно было обзавестись приличным охотничьим ружьем, а счастливый обладатель отрезов сукна мог добыть в придачу к ружью еще и порох. Эта пасторальная картинка приходит на память в связи с результатами недавней встречи министров обороны России и США на той же Аляске...

Политический обозреватель РИА Новости Владимир Симонов.

В незапамятную старину на Аляске, как, впрочем, и на соседней Чукотке, действовали торговые дома, именуемые факториями, где российские и американские купцы бойко занимались натуральным обменом. За шкуры морских котиков можно было обзавестись приличным охотничьим ружьем, а счастливый обладатель отрезов сукна мог добыть в придачу к ружью еще и порох.

Эта пасторальная картинка приходит на память в связи с результатами недавней встречи министров обороны России и США на той же Аляске. Очень похоже, что Дональд Рамсфелд предложил там Сергею Иванову нечто вроде межгосударственного натурального обмена образца XXI века. Но российский коллега не ударил сразу по рукам, а предпочел отбыть восвояси в надежде на лучшие времена и, возможно, на более выгодные условия сделки.

Уже в начале встречи Рамсфелд попытался использовать элемент неожиданности, когда заявил, что Пентагон может пересмотреть санкции, введенные против двух российских компаний, торгующих оружием. Эти компании - «Рособоронэкспорт» и «Сухой» - были наказаны на днях Соединенными Штатами за некие поставки в Иран, которые будто бы помогли Тегерану продвинуться в разработке ракет, а, в конечном счете, чуть не к овладению оружием массового уничтожения. Вашингтон объявил провинившихся, по его мнению, российских экспортеров своего рода неприкасаемыми. Контакт с ними грозил американским фирмам разорительными штрафами.

Теперь эта история вдруг получила радостное продолжение. Иванов услышал от Рамсфелда, что Пентагон здесь ни при чем, а роль плохого парня сыграло в данном случае ведомство Кондолизы Райс. «Мы можем вернуться к этому вопросу. И выяснить, какие факты есть у госдепартамента», - благодушно пообещал американский министр обороны.

Любой купец из фактории на Аляске уловил бы здесь прелюдию к деловому предложению. Рамсфелд явно и публично дистанцировался от санкций. Вряд ли это стоило бы делать политику такого ранга, если бы он не обладал возможностью добиться отмены этих санкций вообще. Но на каких условиях и в обмен на что? Такие вопросы не могли не мелькнуть в голове российского министра обороны, знающего об американском прагматизме не понаслышке еще со времен службы в советском посольстве в Вашингтоне.

Впрочем, с точки зрения Иванова, намек на возможную отмену санкций не выглядел сколько-нибудь серьезной уступкой. Москва с самого начала сочла эту карательную меру образчиком недобросовестной конкуренции на мировом рынке оружия. США наказали российские компании не за какие-то реальные нарушения экспортных запретов (госдепартамент не называет, что же такого безумно опасного купил у них Иран), а за совсем другое. А именно: за торговлю оружием с режимами, вызывающими у Вашингтону глубокую неприязнь, в частности, с Венесуэлой.

Вадим Разумовский, заместитель генерального директора «Сухого», клянется на библии, что в нынешнем веке его конструкторское бюро не продало Ирану даже ржавого болта. «Рособоронэкспорт», правда, подрядился поставить Ирану в течение 2006 - 2008 годов три десятка комплексов ПВО «Тор М1». Но идея использовать зенитную ракету для атаки на наземную цель может привести ее автора только к психиатру. Дальнобойность «Тора» не превышает 12 км, а вес боеголовки - 15 кг. Ядерная агрессия с применением этого комплекса может быть осуществлена Ираном только против самого себя.

Таким образом простить Россию, сняв санкции с ее компаний, означало бы не более, чем простить без вины виноватого. Но что хотела бы получить Америка в качестве натурального обмена за эту шкуру неубитого медведя?

Предложение Рамсфелда отказалось не менее неожиданным, чем его преамбула. «Соединенные Штаты рассматривают возможность снять с нескольких баллистических ракет ядерные боеголовки и заменить их на обычные, - сообщил министр обороны своему российскому коллеге. - И будут рады, если Россия поддержит американскую инициативу».

Как объяснил Рамсфелд, переоборудованный таким образом «Трайдент» предполагалось бы использовать для высокоточного превентивного удара по базам террористов или прочим мишеням такого рода. В экспертном окружении Иванова сложилось впечатление, что особую нервозность США вызывают в этом смысле планы Пхеньяна. Причем не сам факт производства Северной Кореей собственных ракетных вооружений, а возможность их продажи третьим странам. Недавние испытательные пуски корейских ракет сильно смахивают на рекламное продвижение товара на коммерческий рынок, считают в Пентагоне.

Рамсфелд хотел, чтобы Иванов спокойно обдумал его предложение у себя в России, и оттуда телефонировал: «Хорошая идея», Но российский министр усомнился в ней тут же, на Аляске. «Я не готов сейчас зафиксировать согласие России присоединиться к этой инициативе», - возразил Иванов, и не без достаточных оснований.

Действительно, замена ядерного снаряжения баллистической ракеты неядерным непрозрачна, и поэтому может серьезно снизить порог ядерной безопасности. Проще говоря, спровоцировать ответный ядерный удар не совладавшей со своими нервами страны. Тем более, что на опознание начинки ракеты остается порой менее 10 минут.

Российский министр также не скрыл от американского собеседника своего предпочтения: против террористов, теоретически говоря, может быть удобнее использовать крылатые ракеты средней дальности. К сожалению, Россия и США неосмотрительно отказались от этого оружия по договору 1987 года как от «реликта холодной войны». И, очевидно, зря. В любом случае эту позицию Иванова можно истолковать как поддержку тех российских военных экспертов, кто подталкивает Кремль к выходу из архаичного договора. Новые угрозы диктуют переоценку арсеналов.

Иванов этого не сказал, но за его спиной маячил еще один веский довод в пользу того, чтобы отложить идею Рамсфелда в долгий ящик. Это антиамериканизм, который не только окрашивает настроения российского обывателя, но и продолжает крепнуть.

Россияне не забыли 90-е годы с их хаосом, ограблением народа и распродажей предприятий по бросовым ценам. Как считает российская улица, мы слушали рекомендации американских советников, и вот куда нас это привело. Россияне также не могут смириться с расширением НАТО, что кажется им вызывающе враждебным шагом.

На этом фоне мало кто в России понял бы согласие российского министра обороны двинуться по колее подобных американских инициатив. Тем более в области внедрения новых видов вооружений и новых форм борьбы с террористами.

И вообще ракетное сотрудничество в обмен за отпущение российским экспортерам несуществующих грехов - это не лучший вариант сделки. Даже фактории на Аляске так не торговали.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала