Рейтинг@Mail.ru
Неформальный ЕврАзЭС: о чем мечтают лидеры, будучи без галстуков - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Неформальный ЕврАзЭС: о чем мечтают лидеры, будучи без галстуков

Читать ria.ru в
Может показаться, что «неформальный» формат встречи лидеров государств предполагает обсуждение ими второстепенных проблем. Как раз наоборот, и сочинский саммит «без галстуков» ЕврАзЭС этому лишнее подтверждение. Собравшиеся в эти дни в Сочи президенты стран-участниц России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Белоруссии обсудили вопросы формирования Таможенного союза, создания единого энергетического рынка и водно-энергетического консорциума...

Политический обозреватель РИА Новости Петр Гончаров.

Может показаться, что «неформальный»  формат встречи лидеров государств предполагает  обсуждение ими второстепенных проблем. Как раз наоборот, и сочинский саммит «без галстуков» ЕврАзЭС этому лишнее подтверждение.  Собравшиеся в эти дни в Сочи президенты  стран-участниц России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Белоруссии обсудили вопросы формирования Таможенного союза, создания единого энергетического рынка и водно-энергетического консорциума. Вопросы, которые при всем желании к  второстепенным не отнесешь.

Вопрос формирования Таможенного союза далеко не нов. Основной трудностью в формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС оставалась проблема синхронизации темпов по вступлению во Всемирную торговую организацию. Как представляется, стороны, наконец, пришли к согласию (по крайней мере,  неформально)  о том, что интеграционные процессы в ЕврАзЭС и темпы вступления его членов в ВТО до создания Таможенного союза (выделено автором)  должны быть строго сопряжены. 

Если учесть, что Киргизия уже в ВТО, Россия потерпела фиаско на переговорах о своем вступлении, а перспективы вступления Белоруссии вообще неизвестны, можно предположить, что созданию  Таможенного союза отводится особая роль - роль альтернативной ВТО организации.  На этот раз решено вопрос не откладывать в «долгий ящик», и  создание правовой базы Таможенного союза закончить уже  к концу текущего года.

Другое дело, сколько потребуется времени на создание самого союза. По мнению президента Белоруссии Александра Лукашенко, при создании  такой организации  в рамках ЕврАзЭС можно уложиться всего в   полтора года, если, конечно,  «активно работать». 

Получили общую поддержку проекты формирования общего энергетического рынка ЕврАзЭС и водно-энергетического консорциума для Центральноазиатского региона. Актуальность обоих очевидна, особенно проект водоснабжения республик Центральной Азии.

Проблема водоснабжения в Центральной Азии досталась в наследство ЕврАзЭС еще от Советского Союза. Около 80% водных ресурсов  сосредоточено  в   Таджикистане и Киргизии, в то время как основными потребителями были и остаются Казахстан и Узбекистан. В советское время вопросы компенсации крупных затрат Киргизией и Таджикистаном на содержание и эксплуатацию водохранилищ решались благодаря единой хозяйственной системе.  C распадом СССР была утрачена и единая экономическая структура, а проблема распределения воды осталась. Особенно остро она стоит в весенне-летний период. Весной Киргизии и Таджикистану необходимо избавляться от излишков воды, чтобы уберечь плотины, а летом, когда воды катастрофически не хватает на полях,   наоборот - необходимо создавать ее запасы на зиму для нормальной работы гидроэлектростанций.  Для решения всех этих проблем естественно нужна мощный и в техническом, и в финансовом отношениях единый комплекс. Ему придется заниматься не только  вопросами распределения водных ресурсов, но и развитием водно-энергетической инфраструктуры  во всем  регионе.   

Финансирование реализации своей идеи по созданию единой евразийского  водно-энергетического консорциума Москва планирует осуществить через Евразийский банк, созданным Россией и Казахстаном. Астана с таким планом согласна.

Что же касается вопроса формирования общего энергетического рынка Сообщества, то  его  решение планируются  в контексте известной инициативы Владимира Путина,  озвученной  25 января на саммите ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге. Идея российского президента  предполагает создание системы международных центров по предоставлению услуг ядерного цикла на основе недискриминационного доступа. 

Наряду с этим Россия активно участвует и в освоении  водно-энергетических ресурсов Центральной Азии, в частности Таджикистана. ЗАО «Интер РАО ЕЭС», дочерняя компания РАО «ЕЭС России», участвует в строительстве Сангтудинской ГЭС-1,  а другую крупную  ГЭС Таджикистана,  Рагунскую, вводит в строй  российская  алюминиевая компания «Русал». 

Нетрудно заметить, что Россия выступает центральным, связующим звеном  в реализации не только совместных экономических  проектов, но и проекта ЕврАзЭС в целом.  В этом нет ничего противоестественного, на что, собственно, указал и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на недавнем  саммите СНГ в Москве. 

Действительно, кому,  как ни России, имеющей стратегические и другие интересы во всех регионах СНГ,  и «собирать» постсоветское пространство в единую экономическую зону, хотя бы, для начала, в рамках ЕврАзЭС.

Другой вопрос, как это получится. «Собирать» приходится в жесткой конкуренции с Западом и США, особенно в Центральной Азии. Достаточно напомнить, что посетивший на днях Ашхабад первый заместитель госсекретаря США по вопросам стран Южной и Центральной Азии Стивен Манн в ходе переговоров с президентом  Сапармуратом Ниязовым  поддержал стремление Туркмении диверсифицировать пути экспорта газа. Пока весь газ практически (за исключением 5-8 млрд кубометров поставляемых  в Иран) транспортируются  через российские трубопроводы. У Стивена Манна есть определенный опыт. Будучи послом в конце прошлого и начале нынешнего столетий в Азербайджане Стивен Манн сделал все возможное для реализации проекта Баку-Тбилиси- Джейхан. Поэтому визит его в Ашхабад далеко не случаен, Стивен Манн и сейчас оправдывает себя как последовательный лоббист антироссийских проектов. 

Понятно, что Россия хотела бы не уступить США в Центральноазиатском регионе ни пяди постсоветского пространства, тем более претендуя на лидерство в вопросах поставок энергоресурсов на мировые рынки. Понятно и  стремление Москвы не выпустить этот регион, а вернее все процессы, происходящие в нем, из-под своего контроля. Также понятно, что в этом случае надо идти и на серьезные преференции  для других участников ЕврАзЭС.  Не все и не всегда зависит только от крупных игроков.

Состоявшийся саммит был встречей «без галстуков». По словам генерального секретаря ЕврАзЭС Григория Рапоты,  несмотря на это и на свой необычный формат она оказалась очень продуктивной. Но удастся ли Москве создать вокруг России команду единомышленников в вопросе ускорения  процессов  интеграции в ЕврАзЭС -  покажет, надо полагать, следующая подобная встреча.

Владимир Путин, в связи с жалобами своих коллег на августовскую жару, обещал подумать над тем, чтобы провести следующую встречу  в «бархатный сезон» - осенью.   Ну что же,   цыплят по осени считают.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала