Рейтинг@Mail.ru
Израильско-ливанский конфликт в зеркале российской социологии - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Израильско-ливанский конфликт в зеркале российской социологии

Читать ria.ru в
Позиция россиян в связи с переходом конфликта в активную фазу во многом определяется их отношением к Израилю. А оно, несмотря на некоторое обострение ксенофобских настроений в России, с каждым годом становится все более нейтральным. Во всяком случае, согласно результатам...

Андрей Колесников, политический обозреватель РИА Новости.

Израильско-ливанский конфликт вот уже почти три недели остается одной из главных новостей в российском медийном пространстве. Восприятие рядовыми россиянами этого конфликта, как свидетельствуют данные социологии, практически не обременено прежними советскими представлениями об «агрессивной израильской военщине», «многострадальном народе Палестины» и прочими пропагандистскими клише и идеологическими стереотипами. Больше того, мнения россиян о противостоянии на Ближнем Востоке в высокой степени деидеологизированы. Да и ключевые медиа, как электронные, так и качественная пресса достаточно объективно освещают конфликт, просто предоставляя информацию от каждой из сторон и оставляя возможность потребителю информационного продукта самому оценивать новости и формировать по их поводу мнения.

Позиция россиян в связи с переходом конфликта в активную фазу во многом определяется их отношением к Израилю. А оно, несмотря на некоторое обострение ксенофобских настроений в России, с каждым годом становится все более нейтральным. Во всяком случае, согласно результатам еще февральского исследования Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), безразлично к этому государству относится 61 процент респондентов, а палестино-израильское противостояние не интересует 49 процентов опрошенных. Правда, за последние пять лет уменьшилось число хорошо относящихся к Израилю - с 30 до 24 процентов. Это не слишком масштабные показатели, хотя, возможно, рассматривать их имеет смысл в контексте некоторого усиления антиамериканских и в целом антизападных настроений в российском обществе.

Июльские опросы ФОМа и Левада-Центра дают примерно одинаковые результаты. Израильтян поддерживают 13 процентов респондентов Фонда «Общественное мнение» против 8 процентов, симпатизирующих противоположной стороне конфликта. По данным же Левада-Центра, 5 процентов опрошенных считают, что Россия должна поддержать Израиль, а 4 процента - палестинцев и ливанцев. Гораздо больше респондентов обеих социологических служб предпочитают занимать нейтральную позицию. Не симпатизируют ни той, ни другой стороне 63 процента опрошенных ФОМом, предпочитают мирное урегулирование 48 процентов респондентов Левада-Центра.

Не одобряющие действия Израиля, а таких большинство - 41 процент, полагают, что конфликт нужно урегулировать исключительно мирным путем (по данным ФОМа). Одобряющие прежде всего обращают внимание на то, что государство позаботилось о спасении своего солдата. Впрочем, у российского общественного мнения не остается сомнений в том, что обострение конфликта лишь приведет к усилению терроризма.

Возможно, преобладающая нейтральная позиция российского общественного мнения определяется не только тем, что для россиян прошло время четких политических и эмоциональных предпочтений в палестино-израильских войнах и конфликтах. Россиянам стало труднее определиться по отношению к тем, кто ведет боевые действия против Израиля.

На вопрос февральского опроса ФОМа, кто эти люди - террористы или борцы за независимость, затруднились ответить 63 процента респондентов. (Характерно, что эта цифра совпадает с числом занимающих нейтральную позицию опрошенных россиян.) Сейчас террористами палестинцев, ведущих вооруженную борьбу, считают 17 процентов респондентов (два года назад - 20 процентов). Что не означает усиления симпатий лишь к  одной стороне, потому что число оценивающих палестинцев как борцов за свободу тоже снизилось с 26 процентов до 20. Все это лишь свидетельство нарастающей неопределенности в оценках.

Подводя итоги, можно констатировать, что ни старые советские стереотипы в восприятии и анализе международных новостей, ни усиление ксенофобских настроений в России не влияют на отношение российского общественного мнения к ходу палестино-израильского конфликта. Правда, россияне не всегда интересуются противостоянием, даже если оно становится первой мировой новостью. О том, с чего началась новая фаза обострения конфликта, знали лишь 13 процентов опрошенных, 24 - затруднились вообще хотя бы как-то ответить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала