Рейтинг@Mail.ru
Согласится ли Тегеран на предложенные "пряники"? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Согласится ли Тегеран на предложенные "пряники"?

Читать ria.ru в
Министры иностранных дел шести стран, занимающихся проблемой Ирана, наконец, согласовали свои позиции по ядерной программе Тегерана. И похоже, что принятые в четверг в Вене главами внешнеполитических ведомств Великобритании, Германии, Франции, США, Китая и России предложения по решению иранской ядерной проблемы фактически не оставляют Тегерану возможностей для маневра...

Политический обозреватель РИА Новости Петр Гончаров.

Министры иностранных дел шести стран, занимающихся проблемой Ирана, наконец, согласовали свои позиции по ядерной программе Тегерана. И похоже, что принятые в четверг в Вене главами внешнеполитических ведомств Великобритании, Германии, Франции, США, Китая и России предложения по решению иранской ядерной проблемы фактически не оставляют Тегерану возможностей для маневра.    

Предложения эти, известные в СМИ как «пакет кнутов и пряников»,  охватывают три сферы – иранскую ядерную программу, экономическое и торговое сотрудничество с Ираном, а также вопросы безопасности. Детали предложений – что предлагается Ирану взамен его отказа от обогащения урана, предусматриваются ли санкции (и какие санкции) в случае отказа Ирана принять эти предложения, министры комментировать отказались, дабы, по их словам, «не навредить» самим предложениям, которые «весьма значительны».
 
Но именно в деталях кроется главная интрига. Например, участники встречи в Вене выступили с предложением к Ирану приступить к переговорам на основе «приостановления» работ по обогащению урана в соответствии с решениями МАГАТЭ. В этом случае будет «приостановлена» и работа и по рассмотрению иранского досье в СБ ООН, а за переговорным столом стороны обсудят и пути, которые обеспечат и законное право Ирана на мирную атомную энергетику, с одновременными гарантиями соблюдения  режима нераспространения.
Тегеран, как известно, отстаивает свое право на развитие собственных ядерных технологий как участник Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Исходя из того, что требования ЕС к Ирану полностью прекратить все виды работ по обогащению урана противоречили положениям ДНЯО, Тегеран и вышел в прошлом году из переговорного процесса с «евротройкой» - Германией, Францией и Великобританией. Теми же самыми постулатами Тегеран аргументирует свою позицию и сегодня, отказываясь возвращаться за стол переговоров до тех пор, пока не будет признано за ним право на обогащение урана по полной программе. 

Предлагаемый "иранской шестеркой" вариант явно компромиссный. Возобновление переговоров, по мнению ряда участников «5+1» (в частности, России, Китая, Германии), даст Ирану реальную возможность оговорить для себя ограниченную на первое время (до 5 лет) сферу по обогащению урана. 

Такое предложение явно выигрышное для Ирана, но с другой стороны отрезает ему пути к маневру, на тот случай, если  Тегеран будет наставать на своем праве в промышленном обогащении урана.

И вот почему. Свое решение по созданию собственной технологии обогащения урана Иран, как правило, мотивирует тем, что Запад якобы уже однажды не поставил ему обогащенный уран, и нет никаких гарантий, что этого не повторится. Между тем «Вашингтон пост» в числе потенциальных «поощрительных мер» и «мер безопасности» называет предложенную якобы Ирану "шестеркой" поддержку иранской гражданской ядерной программы, а также создание под контролем МАГАТЭ запаса ядерного топлива для Ирана в объеме, достаточном для удовлетворения иранских потребностей в таком топливе в течение пяти лет. Так что теперь Тегерану апеллировать к известной иранской пословице «укушенный змеей боится и веревки» будет весьма сложно.

«Вашингтон пост», рассказывая о содержании пакета предложений, перечисляет и набор жестких мер, предусмотренных на случай, если Тегеран откажется сотрудничать с мировым сообществом. В качестве потенциальных «кнутов» должны выступить такие меры, как  эмбарго на поставки в Иран оружия и любых товаров и технологий, связанных с ядерной программой, замораживание активов иранских организаций и прекращение сотрудничества с Ираном со стороны МАГАТЭ и прочее.

Эти «принудительные меры» в любом случае исключают применение статьи Устава ООН, предполагающей силовой вариант их реализации. Именно против этой статьи (42-ой) в свое время и выступили Россия и Китай в противовес США и поддержавшей их «евротройке».  
Предлагаемый пакет компромиссных мер не так уже и плох для Ирана. Тегерану есть за что зацепиться. Хотя бы за возможность сесть за стол переговоров, которую ему выторговали Москва и Пекин. В частности, российскими экспертами уже рассматривается возможный вариант обоюдной уступки со стороны Ирана и со стороны США. Согласно этому варианту, США признают право Ирана на обогащение урана на 164 центрифугах (как факт уже состоявшийся), Тегеран со своей стороны вводит временный мораторий на промышленное обогащение. Дальнейшую судьбу иранской ядерной программы решает МАГАТЭ.
Дальнейшее зависит  от Тегерана.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала