Рейтинг@Mail.ru
Москва и Пекин хотят найти разумное решение иранской проблемы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва и Пекин хотят найти разумное решение иранской проблемы

Читать ria.ru в
Голосование по резолюции СБ ООН в отношении Ирана намечено на 9 мая. Днем раньше там же в Нью-Йорке должно состояться последнее согласование позиций по проекту "иранской" резолюции в уже устоявшемся формате «постоянная пятерка Совбеза плюс Германия» на уровне глав внешнеполитических ведомств...

Политический обозреватель РИА Новости Петр Гончаров.

Голосование по резолюции  СБ ООН в отношении  Ирана намечено на 9 мая. Днем раньше там же в Нью-Йорке  должно состояться   последнее согласование позиций по проекту "иранской" резолюции в уже устоявшемся  формате  «постоянная пятерка Совбеза плюс Германия» на уровне глав внешнеполитических ведомств.

Главная тема консультаций – как придать резолюции обязательную силу, которая заставила бы Иран приостановить все виды работ по обогащению урана и прекратить работы по сооружению  реактора на тяжелой воде.  Казалось бы, решение просто - резолюция Совбеза  должна содержать ссылку на главу 7 Устава ООН, которая, как известно, в случае невыполнения резолюции предусматривает применение принудительных мер, включая и военную силу. Однако против принудительных мер решительно выступают Россия и Китай.

В американской администрации не теряют надежды убедить Москву  и Пекин  в необходимости принятия  предлагаемой   США и «евротройкой» резолюции, намекая на то, что при голосовании Россия и Китай могли бы и «воздержаться». Вашингтон не устает напоминать, что  возможность санкций в отношении Ирана в готовящейся резолюции – не самоцель.  Речь идет о резолюции,  которая «должна принудить Иран выполнить прежние требования Совбеза», содержавшиеся в принятом в конце марта от  имени его страны-председателя заявлении.
Однако надеждам уговорить Россию и Китай, скорее всего, не суждено сбыться.

У Москвы и Пекина есть свои аргументы. Россия и Китай считают, что есть возможности для выхода из кризисной ситуации вокруг иранской ядерной программы «дипломатическим, переговорным путем». Что имеется в виду?

Например, 15 июня в Шанхае пройдет юбилейный саммит ШОС (5 лет ШОС в ее нынешнем виде), на котором  присутствие президента Ирана Ахмадинежад не вызывает сомнений. Иран недавно получил статус наблюдателя в ШОС, а теперь в Тегеране осторожно зондируют вопрос  и о  полноправном членстве. Конечно же, Москва и Пекин воспользуются случаем, чтобы в ходе личных встреч убедить иранского лидера вернуться в режим временного моратория под контролем МАГАТЭ.  Не принимать же в семью желанного, но явно проблемного члена. 

Есть вопросы более широкого плана. США и Запад считают, что ядерная программа Ирана может «похоронить» ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия). Но если считать, что нынешняя модель иранской ядерной программы представляет угрозу режиму нераспространения, следует согласиться, в таком случае, и с тем фактом,  что развитие ядерной энергетики как таковой в принципе невозможно без того, чтобы не выйти за рамки нераспространения ядерных технологий. Примеров тому достаточно. В частности, американо-индийское сотрудничество в области высоких технологий. И это притом, что Индия даже не находится под контролем ДНЯО. Насколько логичны в таком случае силовые меры против Тегерана?

Как видим, кризис вокруг иранской ядерной программы имеет и свои очевидные достоинства. Иранская ядерная проблема высветила не только несовершенство ДНЯО, но и уязвимость самого режима нераспространения.  И если удастся найти сегодня рецепт решения иранской  проблемы, втиснуть это решение в рамки дополнительных (к ДНЯО) договоренностей относительно режима нераспространения – и международное сообщество тем самым избавит себя от головной боли  в будущем.    

Таким «рецептом» может  стать российская инициатива, озвученная президентом Путиным,    о создании сети международных центров по представлению услуг ядерного топливного цикла. Это не только попытка вывести из тупика иранскую проблему, это и создание предпосылок для решения в будущем «иранских ядерных проблем» и других стран, которые,  подобно Ирану, решать развивать собственные ядерные технологии.

В июле в  Санкт-Петербурге    состоится саммит «большой восьмерки», на котором глобальная энергетическая безопасность и в этом контексте режим нераспространения ядерных технологий  будут в числе главных обсуждаемых проблем. То, что режим нераспространения будет привязан  к иранской ядерной программе, сомневаться не приходится.  

Конечно, Москве и Пекину удастся дотянуть решение иранской ядерной проблемы до Санкт-Петербургского саммита. А вот дальнейшие ее перспективы неясны.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала